Этапы постнатального равития человека

date31.07.2014 Статьи, обзоры

Для того чтобы оценить все последствия воздействия алкоголя на ребенка после его рождения, надо иметь в виду, что ребенок до совершеннолетия — постоянно развивающийся организм. Особенности постнатального физического и психического развития ребенка резко повышают вредоносность алкоголя для его организма и возможность его превращения в больного — алкоголика.

По современным представлениям, принято выделять шесть стадий развития ребенка: 1) период новорожденности (от рождения до 28 дней); 2) грудной возраст (от 28 дней до 1 года); 3) ранний возраст (от 1 года до 3 лет); 3) ранний дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); 5) школьный возраст (от 7 до 15 лет); 6) подростковый период (от 15 до 17 лет).

Таблица - Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детейКаждый возраст имеет свои анатомо-физиологические и функциональные особенности. Увеличение роста, окружности грудной клетки, массы тела, изменение с началом ходьбы положения тела из горизонтального в вертикальное, развитие речи, нарастание массы мозга и усложнение его функций — это лишь некоторые этапы в развитии ребенка (табл. 1 и 2).

Основой процессов роста и развития, иными словами, жизни в целом является обмен веществ; последний регулируется высшим отделом нервной системы — корой больших полушарий головного мозга ребенка. К моменту рождения нервная система в сравнении с другими системами является менее зрелой, именно она ответственна за приспособление организма ребенка к новым, внеутробным условиям жизни и за регуляцию жизненно важных функций новорожденного. Цри этом обмен веществ в начальный период жизни ребенка вне организма матери очень неустойчив к внутренним и внешним факторам. В первые 2—3 года жизни (особенно на 1-м году) происходит значительное нарастание массы головного и спинного мозга. Масса головного мозга новорожденного колеблется от 355 до 390 г, к концу первого года жизни она увеличивается в 2,5 раза, к трем годам — утраивается, составляя в среднем 1100 г, в 7 лет масса мозга достигает уже 1250 г (у взрослого — около 1400 г).

Таблица - Показатели нервно-психоческого развития детейСтруктурному развитию центральной нервной системы соответствует и ее функциональное созревание: формируются механизмы, обеспечивающие непрерывное уравновешивание организма с внешней средой. С конца первого года жизни начинает развиваться речь.

В дошкольном возрасте высшая нервная деятельность все еще определяется неустойчивостью нервных процессов, повышенной истощаемостью клеток коры головного мозга. У детей этой возрастной группы в коре головного мозга наблюдается значительное преобладание процессов распространения возбуждения над процессами торможения.

В младшем школьном возрасте продолжается функциональное развитие нервной системы: в 7 лет еще преобладают процессы возбуждения над внутренним торможением, а значит, сохраняется повышенная истощаемость клеток коры, быстро наступает утомление с развитием охранительного торможения. С 8—9 лет внутреннее активное торможение усиливается, окончательно выявляется и закрепляется тип высшей нервной деятельности ребенка.

В среднем школьном возрасте эндокринные сдвиги, связанные с половым созреванием, вызывают неустойчивость нервных процессов, хотя нервная система к 14 годам достигает значительного функционального развития. Эта неустойчивость нервных процессов проявляется у подростков эмоциональной возбудимостью.

Детство и отрочество — время формирования личности: жизненных установок, накопления знаний, развития необходимых в последующей жизни основных морально-этических навыков в виде объективного восприятия окружающего, сдерживания грубых проявлений отрицательных эмоций, развития волевых качеств, аналитического типа мышления и многое другое.

Такое интенсивное развитие и функциональное совершенствовав ние центральной нервной системы вызывает необычные реакции на воздействие факторов внешней среды, таких, например, как психические перегрузки, травмы, случайное или умышленное употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков.

Между тем со многими вредными факторами ребенок встречается буквально с первых дней своей жизни. Так, матери-алкоголички обычно не вскармливают своих детей, их питание снижено, а смертность в младенчестве высока. Некоторые нерадивые матери или кормилицы дают детям смоченный спиртными напитками хлебный мякиш, сами пьют пиво, чтобы было «больше молока» и чтобы ребенок «лучше спал». Действительно, дети под действием алкоголя становятся «спокойнее», их активность тормозится. Медицина дает объяснение такому «спокойствию»: алкоголь угнетает очень важную систему функциональной активности организма — гипоталамо-гипофизарно-адреналовую.

Этиловый алкоголь может попасть к новорожденному, если кормящая мать пьет водку или вино перед кормлением ребенка. При этом создаются условия для отравления ребенка. Самый частый вариант — застолье, организуемое по случаю возвращения матери с новорожденным из роддома. Захмелевшие родственники и друзья принуждают мать выпить за «здоровье ребенка». Во время кормления ребенок вместе с молоком матери получает алкоголь. Для новорожденного токсическая доза невелика: он становится бледным, вялым, начинает редко дышать. Требуется срочное вмешательство врача. В случае употребления кормящей матерью самогона или браги содержащиеся в них ядовитые сивушные масла действуют так быстро, что отравленного ребенка бывает невозможно спасти.

Отравление детей алкоголем может продолжаться и в более поздние сроки его развития.