Профилактика раннего алкоголизма (злокачественной алкоголизации)

date31.07.2014 Статьи, обзоры

Любое потребление спиртных напитков подростком является злоупотреблением. Ранимость растущих систем делает опасным прием даже малых доз алкоголя, учитывая, что самоконтроль подростка недостаточен, и разовый прием может оказаться чрезмерным. Средняя и тяжелая степень опьянения означают острую мозговую интоксикацию. О том, какие следствия, в том числе отдаленные, влечет продолженное злоупотребление, злокачественная алкоголизация, были изложены в настоящей главе. Поэтому не подлежит дискуссии сухой закон для лиц, не достигших зрелости.

Кардинальное решение профилактики пьянства подростков содержится в постановлениях правительства: абсолютный запрет спиртных напитков (потребление; продажа) лицам, не достигшим 21 года. Однако расчет на автоматическое действие этих указаний не обоснован. Потребление подростками алкоголя будет исключено лишь тогда, когда будет исключена возможность попадания его в алкогольную среду. Это не только снижение потребления спиртных напитков населением. Оздоровление среды подразумевает контроль за поведением подростков, который в настоящее время явно недостаточен, и активную организацию их занятости и досуга. Это большая социальная задача, требующая усилий многих служб общества и многих специалистов.

Учитывая психологические особенности подростков, следует обратить внимание на следующее. Сейчас в организации досуга детей и подростков недостаточна их самостоятельность: мелочный контроль, инициатива сверху (педагогов и пр.) лишает детей возможности самовыражения, проявления личностных качеств, личных инициатив. Предлагаемое занятие становится неинтересным, детей вскоре требуется понуждать, организаторы утомляются и становятся раздраженными. Дети, достигнув в подростковом периоде свободы выбора, усиленно начинают эту свободу демонстрировать (так называемый негативизм) и находят занятия вне какой-либо связи со взрослыми. Таким образом, принятая сейчас педагогическая тактика не привлекает детей в организованные формы досуга. Тщательный, но, видимо «отдаленный» контроль взрослых на границах опасности, создающий у детей иллюзию независимости, простор их инициативам, возможность проявить собственные организаторские способности будет привлекать детей к коллективным формам жизни.

В педагогической практике дети, как правило, не различаются в зависимости от их личности, способностей, интересов. И если понятна необходимость равного объема знаний, то однотипность досуга необъяснима. Дети сопротивляются и этому, а не только жесткой форме организации свободного времени. Вместе с тем такой же равнозначимой для всех, как образование, нагрузки, как физическая работа, они практически лишены (если не считать редких и постоянно сокращаемых уроков физкультуры). Гигиенические обследования последних лет показали рост ожирения и других расстройств обмена у несовершеннолетних, тех болезней, условием которых является гиподинамия. Роль телесного воспитания известна. Хотелось бы обратить внимание на психорасслабляющее действие физического утомления (купирование аффектов) и на возможности самореализации, которые дает спорт (чувство группы в командных видах, самоутверждения и пр.) — на психогигиеническое значение физических, спортивных нагрузок. Недостаточность эстетического воспитания снижает духовность: развивается так называемая уплощенная личность. Невысокий уровень развития личности определяет склонность к примитивному времяпрепровождению, в том числе — к пьянству.

Как было показано выше, употребление спиртных напитков подростками — поведенческое явление. Это явление достаточно широкого спектра: от поискового, нормального, до девиантного, антисоциального и психопатологического. Алкоголизация подростков всегда группового поведения. Наивно было бы полагать, что только молодежные организаторы или только медицинские работники способны изменить ситуацию, если она складывается опасным образом. Усилий нарколога, подросткового психиатра недостаточно не только потому, что эти специалисты не имеют времени для контроля за поведением пациентов; они не располагают необходимыми правами. Ликвидация антисоциальных групп, изъятие (компрометация) лидера, принудительное лечение от алкоголизма членов семьи или их изоляция — все эти мероприятия должны осуществляться компетентными органами.

Поскольку злоупотребление алкоголем у подростков групповое, выявление одного означает тревожный сигнал о необходимости выявления всей группы. И эта группа подлежит не только наркологической, но и социологической оценке; иногда и криминологической.

Активное выявление пьянствующих подростков пока недостаточно. Даже столь ограниченное, как сейчас, оно не влечет должных следствий. Например, разовое задержание пьяного подростка должно служить отправной точкой для комплексного (рядом служб) анализа группы и среды. Особого педагогического внимания требуют закрытые учебные заведения, типа интерната, с проживанием в общежитиях.

Вопросы профилактики пьянства подростков достаточно полно разработаны в нашей стране П. И. Сидоровым (1979) и Е. С. Скворцовой (1981).Е. С. Скворцовой составлена программа антиалкогольного воспитания детей в средней школе; в зависимости от возраста (от 1-го класса) и в соответствии с каждой преподаваемой дисциплиной (включение необходимых знаний в курсы естественных и гуманитарных дисциплин). П. И. Сидоров предложил программу медико-социальной профилактики раннего потребления спиртного. Эта реализуемая в ряде районов страны программа включает этапы оздоровления микросреды, антиалкогольного просвещения, индивидуального и коллективного воспитания, симптоматической терапии и, наконец, антиалкогольного лечения. Каждый из этих пяти этапов соответствует пяти звеньям динамики развития алкоголизации несовершеннолетних.

В заключение следует сказать, что в то время, когда встречались лишь единичные случаи пьянства подростков, это не привлекало большого внимания. Эти случаи расценивались как крайне исключительное отклонение от нормы и считались объектом детской психиатрии. Жизнь внесла свои печальные коррективы. Сейчас, учитывая, что дети в дошкольном возрасте имеют опыт наблюдения приема спиртных напитков и его результата, что у детей формируются свои понятия о предмете, необходимо раннее вмешательство в формирование этих понятий.

Таким образом, необходимая система профилактических мероприятий раннего злоупотребления спиртными напитками должна включать социально-гигиенические, психологические, педагогические и медицинские методы воздействия, охватывающие период от детства до юности.