Характеристика психических отклонений у детей

date31.07.2014 Статьи, обзоры

В ранние сроки после рождения заметно отставание таких детей от сверстников и в физическом, и в психическом отношении. У них оттянуты сроки фиксации взора, держания головки. Эти дети поздно начинают брать предметы, хотя у них долго сохраняется хватательный рефлекс. Длительный период не садятся, не стоят, не ходят, а двигаются на четвереньках до 3—5 лет.

Психическое развитие таких детей не только замедлено, но и ограничено. К возрасту школьного обучения становится ясно, что умственное развитие их находится на уровне имбецильности и даже идиотии. Нередко диагноз выставляется поздно потому, что из-за пьянства родителей дети лишены заботы и лишь вмешательство посторонних, соседей позволяет оказать ребенку медицинскую помощь.

Такие дети быстро погибают, жизнь их коротка. Обычно причиной смерти являются несчастные случаи, так как психическое развитие не дает возможности оценить опасность, научиться осторожности, или инфекционная болезнь, ибо иммунная система также недостаточно развита.

В пределах тяжелой степени поражения потомства, с видимыми морфологическими отклонениями, есть свои градации. Не всегда патология включает весь комплекс болезненных изменений, наблюдаемых у таких детей. Хороший уход, тщательное воспитание в некоторой (незначительной) степени компенсируют врожденные дефекты. Дети могут быть доведены до школы. Но уже первый, второй год обучения обнаруживает их неспособность и к усвоению знаний, и к общению со сверстниками в массовой школе.

Когда проблему алкогольного потомства только начинали изучать, помимо нравственной деградации отмечали высокую частоту идиотии и эпилепсии. Сейчас врачи различают уже более тонкие формы поражения, разные степени психического недоразвития. Что касается эпилепсии, то она нередко наблюдается при тяжелой и средней степенях поражения потомства.

Средняя степень поражения потомства алкоголиков проявляется в форме так называемого «синдрома малой мозговой недостаточности». При этом морфологических изменений может не быть, или они единичны, малозаметны, например асимметричное лицо (стороны лица разновелики). Если у взрослого человека асимметрия лица может развиться за счет мимических навыков, то у детей, сообразно норме детского возраста, мимическая игра незначительна и асимметрия их лица определяется не мышечной, а костной асимметрией. Возможна легкая общая неправильность строения тела с неловкостью движений (дисгармоничность, диспластичность), уменьшенная голова.

Синдром малой мозговой недостаточности может проявляться и при правильном строении тела, что выражается только в расстройствах поведения. С первых дней жизни для таких детей характерны нарушения сна, питания, скорости и последовательности формирования психомоторных функций. В дальнейшем они обращают на себя внимание излишней подвижностью. Иногда это явно нецеленаправленное двигательное возбуждение, иногда, казалось бы, осмысленное. Но всегда движения этих детей нецелесообразны, поэтому часты травмы и несчастные случаи (поедание несъедобных предметов, отравление лекарствами). Дети непослушны, так как эмоционально возбудимы и неспособны к сосредоточению. Сон для них всегда проблема: тут и ночное недержание мочи, и ночные страхи, и трудности засыпания, вскрики и вскакивания.

Успеваемость детей с синдромом малой мозговой недостаточности плохая. В младших классах — за счет неспособности к последовательным действиям, концентрации внимания. Они постоянно теряют необходимые для занятий предметы, плохо и грязно пишут в тетрадях (вследствие недостаточности координации тонких движений) , не могут высидеть спокойно урок до конца, мешают другим детям. Часто злобны, очень агрессивны. Получают удовольствие, обидев сверстника, им нравится причинять боль. В драках агрессия проявляется древним, архаическим способом: кусаются, плюются.

По мере роста возбудимость снижается, в том числе эмоциональная. Агрессия приобретает целенаправленный, а не, как прежде, недифференцированный характер. Дерутся не «просто так», а из-за достаточного (для них) повода, для достижения определенной цели. На уроках уже упорядочены. Однако учатся по-прежнему неудовлетворительно, так как при возрастающих интеллектуальных нагрузках обнаруживается их интеллектуальная слабость. Такие дети плохо усваивают абстрактные понятия, у них недостаточная память. С годами больше проявляется и недоразвитие нравственных чувств — сострадания, привязанности, тепла, благодарности. Если эпизоды мелких краж (понравившаяся у соседа ручка и т.п.) случаются в первых классах со многими здоровыми детьми, то у детей с синдромом малой мозговой недостаточности воровство нередко становится системой. Они крадут деньги, отнимают их у младших и слабых. Первыми в классе начинают курить и употреблять спиртные напитки, другие опьяняющие средства. К 10—12 годам интерес к учебе (если он до того был) утрачивается. Здоровые дети вытесняют их из коллектива — чуждаются и боятся. Прогулы, пустое времяпрепровождение, уличная компания таких же, как они, замещают школьную жизнь и школьные интересы.

Старые авторы отмечали: «преждевременная жестокость, лень, стремление к бродяжничеству — такова обычная участь детей алкоголиков» (К. де Риккер, 1901).

Дети с синдромом малой мозговой недостаточности представляют самый трудный для обучения и воспитания контингент в средней школе. Они требуют особой формы воздействия и контроля. И, прежде всего, медицинской помощи.

К сожалению, психиатрическое обследование детей у нас в стране недостаточно не только из-за нехватки специалистов во многих регионах. Имеет место лишь пассивное выявление таких детей — когда их ведут на прием к врачу родители. Но чаще уровень медицинской грамотности родителей таков, что они не видят необходимости врачебного освидетельствования. Родители считают ребенка всего лишь непослушным, упрямым, лентяем и т.п., наказывают его, ускоряя отчуждение и обрывая возможность дальнейших душевных контактов, результативного воздействия на него.

Вспомогательные школы сейчас принимают детей или с выраженным отставанием психического развития или с выраженной недостаточностью слуха, речи и т.п. Дети с синдромом малой мозговой недостаточности не соответствуют условиям приема в такие школы. Вместе с тем к ним необходим особый медико-педагогический подход. Своевременно начатое лечение, направленное на питание нервной ткани, восстановление баланса между возбуждением и торможением, способствующее созреванию психических функций, вместе с педагогическим воздействием, направленным на развитие и упрочение навыков дисциплины обучения, трудовой деятельности, сделает этих детей полезными членами общества. Ситуация сегодняшнего дня не выдерживает никакой критики. Дети с синдромом малой мозговой недостаточности составляют основную часть подростков-правонарушителей, дезорганизуют учебу и жизнь здоровых детей. Специализированная помощь детям с синдромом малой мозговой недостаточности — требование гуманности к ним и основополагающая часть профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, социального спокойствия.

Легкая степень поражения потомства алкоголиков проявляется слабостью психофизического развития, умеренным отставанием в развитии. При хороших условиях ухода и воспитания, щадящем режиме эти особенности обычно компенсируются (это видно в ряде случаев усыновления). Однако при нагрузках, в чрезвычайных обстоятельствах недостаточность легко проявляется. Это может выглядеть как физическая слабость, невыносливость к физическим нагрузкам. Высока смертность на протяжении первого года жизни. Ребенок «слабенький», часто болеет. Особо слабой оказывается печень. Отмечены повышенная частота инфекционных гепатитов, неинфекционные воспаления желчных путей (холангиты), нарушение моторики желчевыводящих протоков.

Повышена заболеваемость мочевой системы. Недавно отечественные ученые установили, что почки младенцев принимают участие в разложении пищевого белка: белок разлагается на составные части, из которых строится индивидуальный белок. Полагают, что почки детей алкоголика подвергаются особым нагрузкам: у их матерей быстро исчезает молоко и они рано переходят на искусственное вскармливание чужеродным белком. Этим можно объяснить частоту нефритов у детей алкоголиков.

У таких детей слаба иммунная система и иммунные реакции нередко несоразмерны — отсюда высокая аллергичность, хронические тонзиллиты с осложнением в форме ревматизма, ранние ревмокардиты; отмечена частота бронхиальной астмы. Это объясняется не только высокой аллергической готовностью, но и психосоматической реакцией. Астматические приступы нередки у детей в конфликтных семьях, не злоупотребляющих спиртными напитками.

По косвенным признакам можно судить о слабости эндокринной системы: малый рост, масса тела недостаточна, половое созревание задерживается. Более тяжелая степень эндокринной недостаточности у детей пьяницы может проявиться патологией вилочковой железы, ранним диабетом.

Вышеописанные расстройства физического здоровья, разумеется, встречаются не только при легкой степени поражения потомства алкоголиков. При средней и тяжелой степенях эти расстройства иногда и более тяжелы. Но если при средней и тяжелой степени поражения потомства социальная адаптация (поведение, обучение и пр.) нарушена, прежде всего, из-за психических дефектов, то при легкой степени поражения ребенок зачастую не справляется с решением жизненных задач именно из-за телесного нездоровья.

Слабость и отставание в развитии со стороны психической сферы проявляются многообразно, но неярко. Дети поздно начинают ходить и говорить. При этом не случается, что ребенок «вдруг хорошо заговорил» или «вдруг быстро побежал». Начав говорить, ребенок долго не овладевает фразовой речью, долго не осваивает ряд звуков. У таких детей нередко встречается заикание. Психическая слабость обнаруживает себя «тихостью» ребенка, он послушен, подчиняем. Не настаивает на своем, не требует, долго безутешно плачет от обиды. Волевая слабость требует особого педагогического контроля — такие дети легко подпадают под нежелательное влияние, оказываются «на посылках» у дурных, активных сверстников.

Психическая перегрузка может выглядеть как невротический срыв, временное, казалось, необъяснимое «ухудшение характера», необоснованное упрямство, непослушание. Возникает астения, дети легко устают, им бывает трудно усваивать новый материал. Облегчение нагрузок восстанавливает прежнее благополучие и без лечебной помощи.

До подростковых лет, в целом, эти дети не причиняют особых забот. Но период полового созревания (пубертатный) чаще предстает кризом, острым состоянием. Незрелость психики проявляется неупорядоченным поведением, безответственностью, неспособностью прогнозировать свои поступки и их следствия. Характерны неозабоченность будущим, отсутствие стремления приобрести специальность. Они ограничиваются мечтаниями, меняют намерения, под независимостью понимают бесконтрольность, легко начинают злоупотреблять опьяняющими средствами.

Когда подростковый период сопровождается крайностями поведения — здесь впервые у родителей и педагогов возникают трудности в управлении детьми. В целом же эти дети послушны и прилежны. В подростковом возрасте такие дети обнаруживают колебания настроения: периоды печали, «беспричинные» слезы, мысли о самоубийстве могут перемежаться состояниями приподнятого настроения, ажитации. В дальнейшем нередки постоянная эмоциональная неуравновешенность, непереносимость больших физических и психических нагрузок.

Во взрослой жизни слабость умственного развития проявит себя в недостаточности интеллектуальных интересов. Слабость эмоционального развития обеднит межличностные отношения, за­труднит, сделает неустойчивыми дружеские, сексуальные связи, облегчит возникновение патологических эмоций, агрессивности. Считают, что для детей алкоголиков характерна триада: бедность межчеловеческих связей, социальная изоляция, склонность к депрессии (порознь эти черты могут встречаться у многих).

Здесь не случайно были рассмотрены особенности алкогольной семьи. В семье, где пьянствует только один ее член, постоянна психическая перегрузка, которую не выдерживают взрослые. И из-за поведения пьяного, и из-за расстройства здоровья — физического и психического — других членов семьи возникает многослойный конфликт. Напряжение, отчуждение, обида, злоба, прочие отрицательные чувствования создают крайне тяжелую атмосферу.