Транспортная иммобилизация при переломах костей (часть 1)

date "Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях" authorАвтор: В. Ф. Богоявленский

Осуществляется непосредственно на месте происшествия или на медпункте — при доставке больного случайными лицами, родственниками.

Основные требования к иммобилизации: максимальное обездвиживание отломков; предупреждение вторичных повреждений сосудов, нервов, тканей, особенно в области костных выступов.

Носилки из подручных средствОсновные правила: применение надежных, в то же время достаточно щадящих средств иммобилизации; учет особенностей и длительности эвакуации, транспортировки, транспортных средств; подготовка (см. ниже), моделирование шин; правильное положение конечности, соблюдение методик; правильное наложение шин на соответствующий сегмент с обоими соседними суставами; обкладывание выступающих костных образований ватой (ватно-марлевыми прокладками); надежная фиксация бинтами, косынками и пр. Особого внимания требуют открытые переломы. Используются в основном лестничная шина Крамера (10 х 110 см, 10 х 60 см), шина Дитерихса (при переломах бедренной кости). Меньшее применение имеют другие шины; из их числа сетчатая и пластмассовые недостаточно надежны (последние могут терять жесткость от тепла тела); шины медицинские пневматические могут привести к ряду осложнений, в том числе к мацерации кожи, выраженным нарушениям кровообращения в конечности (гемостаз, флебиты и др.), явлениям сдавления тканей, некрозу и пр. В сложных условиях, при отсутствии стандартных шин, используют подручные средства (куски фанеры, доски, планки, палки, лыжи, плотно связанные картон, солома и пр.); фиксацию осуществляют поясными ремнями, жгутами, веревками, косынками и др. Возможно использование импровизированных носилок (рис. 11).

При резких болях, шоке осуществляют инъекции наркотических, обезболивающих средств.

Техника. Подготовить шины. Шину Крамера обложить ватой, закрепить бинтом. Часть подготовленных таким образом шин целесообразно поместить в предварительно сшитый чехол из клеенки (по размерам шины); это обеспечит гигиеничность (возможность мытья) их, сохранность, сокращение времени на подготовительный период. Подготовить вату, бинты, ватно-марлевые прокладки и пр.

Транспортная иммобилизация при переломах костей конечностейПереломы костей конечностей. Переломы бедренной кости. Лучшую иммобилизацию, несмотря на известные недостатки, обеспечивает шина Дитерихса (однако эффективность вытяжения, при ней переоценена). Можно пользоваться; также несколькими плотно сложенными и закрепленными шинами Крамера, подручными средствами.

Наложение шины Дитерихса. Осуществляется поверх одежды. Шина не накладывается при сочетании с переломами костей голеностопного сустава и стопы.

Планки раздвинуть с учетом длины тела от подмышечной впадины (наружная шина) и промежности (внутренняя шина), несколько далее стопы. Упоры шин обернуть ватой, закрепить бинтом. Расположить шины по наружной поверхности тела и внутренней поверхности нижней конечности. Плотно фиксировать подстопник к стопе, особенно задник (обувь не снижать!).

Провести шины через направляющие скобы подстопника. Упор наружной шины установить в подмышечной впадине; шину фиксировать широким матерчатым ремнем (хуже — бинтом) косо (портупейно) через здоровое плечо, а также поперечно, на уровне поясницы. Внутреннюю шину Транспортная иммобилизация при переломах костей конечностейустановить в промежности (половые органы сместить кверху). В подколенную ямку подложить плотный ком ваты, между шинами и выступающими анатомическими образованиями (мыщелками бедренной кости, большим вертелом, лодыжками) проложить ватно-марлевые салфетки; закрепить их бинтом. Концы шин должны выступать на 10—15 см от уровня подстопника; соединить их поперечной планкой. В отверстие планки провести шнур от подстопника. Сделать инъекцию морфина — 1 мл 1 % раствора подкожно. Вращая короткую деревянную вставку, натянуть шнур, осуществить вытягивание до уровня здоровой конечности, фиксировать вставку. Обе шины надежно фиксировать на бедре, голени, плотно прибинтовать шины к конечности (рис. 12).

Наложение шин Крамера. Приготовить шины: длинную — от подмышечной впадины до стопы и далее, под углом 90°, несколько выходя за внутренний край стопы (2—3 шины, надежно фиксированные друг с другом); короткую — от ягодичной складки по задней поверхности до стопы, далее под углом 90° вдоль подошвы до пальцев; внутреннюю — от промежности до стопы. Все костные выступы по ходу шин проложить ватой, фиксировать бинтом. Наложить шины. Скрепить концы длинной и внутренней шин. Длинную шину надежно фиксировать к туловищу в нескольких местах. Все три шины фиксировать к бедру и голени (в проксимальных отделах), вблизи голеностопного сустава. Прибинтовать шины к конечности. Стопу надежно прибинтовать 8-образными ходами бинта.

Иммобилизация лыжами. Пострадавшего не раздевать. Развернуть лыжу отогнутым концом кнаружи. Задний конец при возможности обложить варежкой, перчатками и пр., поместить в подмышечную впадину. Вторую лыжу поместить по спине и задней поверхности конечности (отогнутый конец расположить) книзу или отломать). По внутренней поверхности расположить палку. Надежно фиксировать лыжи в области, грудной клетки, поясницы 2—3 ремнями, шнуром (предварительно обвязав им лыжи) и пр.; на конечности шины фиксируют в области бедра, верхней трети голени, выше голеностопного сустава. Утеплить пострадавшего. Переломы костей коленного сустава. Подготовить две шины Крамера. Наложить их по наружной, внутренней поверхности от верхней трети бедра до голеностопного сустава. Боковые отделы суставов проложить ватно-марлевыми подушечками. Прочно фиксировать конечность круговыми ходами широкого бинта.

При тяжелой травме целесообразно дополнительно наложить тыльную шину. При переломах надколенника, неполных переломах других костей можно ограничиться одной тыльной шиной.

Переломы костей голени. При переломах обеих костей используют три шины Крамера; при переломе одной кости — шину Крамера накладывают по тыльной поверхности.

Приготовить шины, отмоделировать по конечности; тыльная шина — от ягодичной складки до пятки, по поверхности бедра, голени, под углом 90° на стопу до концов пальцев. Расположить шины по тыльной, внутренней, наружной поверхности конечности (на двух последних можно использовать фанеру, доски и пр.). Проложить выступающие костные образования ватно-марлевыми подушечками. Фиксировать шины широким бинтом спирально и поперечно (в основном на бедре, верхней трети голени, над голеностопным суставом).

Переломы костей голеностопного сустава, стопы. Подготовить, наложить шины Крамера по наружной и внутренней поверхностям голени от коленного сустава — ниже пятки. Сустав обложить по бокам ватно-марлевыми подушечками. Плотно фиксировать в голени, стопе; стопу фиксировать под углом 90°.

Возможна иммобилизация шиной Крамера по тыльной поверхности голени, по подошве стопы под углом 90°, до концов пальцев. Шину отмоделировать по форме голени, плотно фиксировать к ней и к стопе.

Переломы ключицы. Иммобилизация осуществляется на косынке (см. «Повязки») с применением колец Дельбе, повязкой Дезо. Основная задача — поднять, отвести кзади и несколько ротировать кнаружи плечо.