Психоэмоциональная проба

date18.08.2014 О сердце

Моделирование психоэмоционального напряжения у больных ИБС может индуцировать клинические и электрокардиографические признаки ишемии миокарда. При этом необходимо использовать последовательно различные способы создания психоэмоционального напряжения. Наиболее доступными и простыми являются арифметический счет в уме, составление слов и предложений.

Хорошо себя зарекомендовал аппарат «Абитуриент-1», созданный в НИИ гражданской авиации.

Проведение проб с психоэмоциональными нагрузками требует соблюдения определенных условий. Пробы проводятся в изолированной комнате при зашторенных окнах. Должны быть исключены шум, хождение сотрудников и другие помехи, отвлекающие обследуемого. Исследование выполняется сидя, под контролем ЭКГ в 12 общепринятых отведениях.

Обследующий должен стимулировать у больного мотивацию, заинтересованность в выполнении заданий. С этой целью перед исследованием проводится инструктаж. Необходимость исследования объясняется целями подбора индивидуального лечения.

Арифметический счет в. уме. Обследуемый должен сосчитать от 17, прибавляя по 17, до 1003 в течение 3 мин. В наушниках каждые 2 с слышен щелчок метронома. В случаях ошибок дается «порицание» светом (зажигается лампа) и звуком (включается звонок).

Составление предложений. Обследуемый должен составить как можно больше предложений определенного порядка.

Составление слов. Обследуемый должен составить не менее 7 слов, состоящих из 7 букв, в течение 2 мин.

Работа на аппарате «Абитуриент-1». Обследуемый находится перед пультом с лампами и клавишами. В соответствии с задачей исследования он нажимает нужные клавиши в ответ на световые сигналы. Работа выполняется в автотемпе, вынужденном темпе, при звуковых и световых помехах, дефиците времени и перестройке сенсомоторного навыка. С помощью переключателя и клавишей, расположенных на пульте, изменяются скорость предъявления раздражителей и режим работы.

Пробу с психоэмоциональным напряжением мы проводили в следующей последовательности: 1) работа на аппарате «Абитуриент-1»; 2) арифметический счет в уме; 3) составление слов; 4) составление предложений (В. Н. Ревенко). Психоэмоциональная проба продолжалась 20— 25 мин. При положительной пробе исследование прекращалось и остальные способы не применялись. Критерии положительной психоэмоциональной пробы те же, что и при велоэргометрической пробе: возникновение приступа стенокардии и «ишемическое» смещение сегмента ST на ЭКГ. При проведении пробы закономерно возрастает частота сердечных сокращений, АД и показатель ДП, что указывает на повышение потребности миокарда в кислороде в момент психоэмоционального напряжения. Сопоставление результатов велоэргометрической и психоэмоциональной проб показывает, что приступ стенокардии и ишемическое смещение сегмента 5 Г на ЭКГ при психоэмоциональной пробе возникают при достоверно более низком ДП. Это может косвенно указывать на участие ангиоспазма в генезе приступов стенокардии, вызванных психоэмоциональными реакциями.

У 1/4 обследованных больных ИБС со стенозирующим атеросклерозом коронарных артерий во время психоэмоциональной пробы выявилось ишемическое смещение сегмента ST, у ряда больных безболевое. Встречаются больные ИБС, у которых при отрицательной велоэргометрической пробе психоэмоциональная проба оказывается положительной.

Чувствительность пробы с психоэмоциональным напряжением достоверно ниже, чем велоэргометрической. Наиболее чувствительны к психоэмоциональному напряжению больные с повышенной невротизацией и фиксацией на своем здоровье, с внутренним напряжением, эмоциональной лабильностью, повышенной раздражительностью, отсутствием внутреннего равновесия и с субдепрессивными тенденциями.

Данное исследование может оказаться полезным при выявлении стенокардии, для распознавания ее патогенетических механизмов и выбора лечения.