Основные направления противоалкогольной работы среди подрастающего поколения (часть 1)

date17.07.2014 “Алкоголь и подростки” authorАвтор: Н. Я. Копыт

В Основных направлениях экономического и социального ра5вития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года, утвержденных XXVI съездом КПСС, подчеркивается, что настоящее десятилетие является новым этапом в развитии общественных отношений, формировании нового человека. Составным элементом громадной воспитательной работы по формированию нового человека является и противоалкогольная профилактическая работа, которая, в свою очередь, является ядром первичной профилактики алкоголизма.

Можно выделить три аспекта первичной профилактики алкоголизма. Во-первых, это проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование противоалкогольного общественного мнения. Во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения и, в-третьих, формирование трезвеннических установок у подрастающего поколения.

Если в основе санитарно-гигиенического воспитания населения лежит пропаганда здорового образа жизни и искоренение вредных привычек, то в отношении подрастающего поколения правомерна лишь одна точка зрения — воспитание молодежи в духе трезвости, активного отрицательного отношения к любым проявлениям пьянства. Такая постановка вопроса научно вполне обоснована. Многочисленные литературные данные, как мы отмечали выше, свидетельствуют о том, что основа злоупотребления алкоголем закладывается в детском и подростковом возрасте.

алкогольная болезньПринцип недопустимости употребления алкоголя детьми и подростками является стратегической основой всей противоалкогольной работы среди подрастающего поколения. При этом следует подчеркнуть, что в условиях, когда большая часть населения употребляет алкоголь, проведение противоалкогольной профилактической работы среди несовершеннолетних на основе принципа недопустимости употребления алкоголя подростками — длительный процесс. Одна из главных трудностей — бытующие сегодня в общественном сознании снисходительно-добродушное отношение к употреблению алкоголя вообще и мнение о безобидности употребления алкоголя подростками в частности. Как справедливо отмечает Г. Г. Заиграев (1980): «в обыденном сознании прочно укоренилось отношение к алкоголю как к предмету, имеющему определенную социальную ценность, как к неотъемлемому атрибуту многочисленных событий в личной и общественной жизни, отношение, при котором распитие спиртных напитков рассматривается как проявление радушия, гостеприимства и уважения». Это отношение усваивается детьми и подростками. Более того, сами родители, как мы показали ранее, чаще всего являются первыми «алкогольными воспитателями» своих детей. Именно они прививают им «питейные традиции», преподнося первую рюмку и считая вполне допустимым употребление алкоголя подростком. Изменить бытующее в общественном сознании спокойно-снисходительное отношение к употреблению алкоголя несовершеннолетними, насторожить общественное мнение в отношении опасности употребления спиртного молодежью — дело сложное, трудное, но крайне необходимое. Формирование такого общественного отношения потребует, как справедливо считает Г. Г. Заиграев, применения комплекса культурно-воспитательных, административно-правовых, медицинских мер, направленных на постепенное вытеснение из повседневной жизни людей того, что вызывает у них потребность в алкоголе. Широко распространившимся и глубоко укоренившимся «питейным» обычаям необходимо противопоставить широко поставленную пропаганду здорового образа жизни, противоалкогольное просвещение масс, сознательное, активное формирование трезвеннических установок у подрастающего поколения.

Основную работу по формированию таких установок у подрастающего поколения, на наш взгляд, необходимо сконцентрировать в общеобразовательных школах путем введения в программу школы противоалкогольного воспитания как части нравственного воспитания учащихся. Для проведения такого рода работы школа является оптимальным учреждением. Во-первых, потому что система общеобразовательных школ охватывает практически все подрастающее поколение. Во-вторых, прививать взгляды, формировать отношение лучше в детском и подростковом возрасте. В-третьих, воспитание учащихся — мошный стимул и для противоалкогольного просвещения их родителей, которое можно проводить параллельно.

Как свидетельствуют исследования последних лет, противоалкогольная работа в школах сводится к редким лекциям и охватывает только старших школьников. Однако прочитанные лекции не всегда адаптированы к возрасту учащихся и не вызывают интереса у школьников, скорее наоборот, порождают негативное отношение к любым мероприятиям подобного рода. Около половины учащихся 10-х классов считают, что проводить подобные лекции не нужно: «Скучно» и «Не поможет!». Естественно, что такого рода просветительная работа не может дать хороших результатов.

Проведенное нами обследование учащихся 8—10-х классов показало, что знания подростков о влиянии алкоголя на организм являются общими и поверхностными. По нашим данным, большинство школьников считают алкоголь вредным для здоровья, однако это не останавливает их от его употребления, причем чем старше школьник, тем меньше он с этим считается. Одной из причин слабой осведомленности и формального знания о вреде пьянства и алкоголизма является, как мы уже говорили выше, низкий уровень противоалкогольной пропаганды среди населения вообще и подростков в частности. Специальные исследования, проведенные Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения, показали относительно невысокий процент осведомленности населения о вредных последствиях пьянства и о мерах борьбы с алкоголизмом. Так, например, по данным Д. Н. Лоранского, В. Д. Афанасьевой, Л. В. Орловского (1978), более половины городских жителей не знали о недопустимости употребления алкоголя несовершеннолетними, более того почти 15% родителей допускали выпивки детей до 16-летнего возраста. Вот почему «правильно преподнесенная, убеждающая аудиторию информация о вредном действии чрезмерных доз алкоголя уже сама по себе является одним из средств борьбы с пьянством и алкоголизмом» [Королев В. В., 1974].