Влияние алкоголя на организм подростка (часть 1)

date17.07.2014 “Алкоголь и подростки” authorАвтор: Н. Я. Копыт

Подростковый (пубертатный) возраст — это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. По биологическим критериям, в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), он охватывает годы жизни от 10 до 20 лет. Этот возрастной период характеризуется бурным ростом как отдельных органов, так и всего организма в целом, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функций органов и систем организма. В этот период интенсивно перестраиваются нервно-регуляторные механизмы, наиболее активно формируется некоторые отделы головного мозга, возникают новые связи между нервной и эндокринной системами. Усиливается также деятельность щитовидной железы. Ее гормоны обеспечивают ускорение окислительных процессов, необходимых для роста и дифференцировки тканей, особенно для развития мозга. Повышается активность надпочечников, гормоны которых играют важную роль в адаптационных и пластических процессах.

В подростковом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в 2 раза, возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Сердце достигает максимума работоспособности у девушек к 15—16 годам, у юношей — к 17—18 годам. Бурно растет и совершенствуется легочная система. Изменения в структуре легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания, урежается частота дыхания — к концу пубертатного периода она составляет 16—18 экскурсий в минуту.

В самом начале периода отрочества завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения. К 12—13 годам завершается замена молочных зубов, заканчивается развитие пищевода, слюнных желез и желудка. Однако неустойчивость вегетативной нервной системы накладывает отпечаток на секреторную и моторную функции желудка. К 14—15 годам у девушек и к 15—16 годам у юношей окончательно формируется печень и желчный пузырь, процессы фильтрации в почках не отличаются уже от аналогичных процессов у взрослых.

Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. В этот период происходит дальнейшее совершенствование функциональной деятельности центральной нервной системы. Завершается структурное и морфологическое созревание нервных клеток. Развитие психики в этот период знаменует собой переход индивидуального сознания в общественное. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типичном для подростков философствовании о смысле жизни, бесконечности, месте человека в мире и т. д.

В период отрочества начинают формироваться высшие этические и нравственные категории, эстетические понятия. Сложная переоценка явлений окружающей действительности совершается подростком непоследовательно, разрозненно; первое впечатление для него неоспоримо; эмоции отличаются чрезвычайной неустойчивостью. Для этого периода характерны и специфические психологические черты и реакции, такие, как реакция эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби) с их частой сменой и т. д. [Личко А. Е., 1973].

В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это прежде всего тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма.