Основные типы лечебных учреждений (часть 3)

date22.07.2014 "Общий уход за больными" authorАвтор: Л. С. Заликина

Больницы.
Больницы — лечебные учреждения для больных, нуждающихся в постельном режиме. Строительство больниц осуществляется по нормативам, установленным Министерством здравоохранения СССР. Современная больница представляет собой комплексное медицинское учреждение, оснащенное необходимой лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием.

Основными структурными частями больницы являются приемное отделение, административно-хозяйственная часть и лечебные помещения.

К лечебным подразделениям относятся диагностические и лечебные кабинеты, операционные, процедурные, перевязочные, специализированные отделения, палаты, где пребывают больные, места для отдыха ходячих больных, столовая с буфетной комнатой и подсобные помещения (санузел, ванная, туалетная, бельевая).

Санитарный режим больниц.
В соответствии с гигиеническими установками каждому взрослому больному должно быть обеспечено 25 м³ воздуха, что достигается площадью на 1 койку 7 м² при высоте помещения 3,5 м.

В настоящее время максимальное количество коек в палате 5 — 6. Для тяжелобольных в каждом отделении имеются одно- или двухместные палаты с отдельным санузлом. Окна палат должны быть ориентированы на юг или юго-восток. В вечернее время освещение электрическое. На электрических лампочках должны быть матовые плафоны, чтобы яркий свет не раздражал зрение больных. При вызове в ночное время медицинская сестра зажигает ночник, который имеется у каждой постели, чтобы не нарушить сон остальных больных. Температура воздуха в палате должна быть 18 — 20°С. Для поддержания постоянной температуры и обеспечивания чистоты воздуха необходимо регулярное проветривание палаты. Для этого открывают форточки, фрамуги или окна. Частота и длительность проветривания зависят от времени года. В зимнее время проветривание производят не реже 2 — 3 раз в день, а летом окна при наличии сеток должны быть открыты круглые сутки. Во время проветривания медицинская сестра должна хорошо укрыть больных и следить, чтобы не было сквозняков. Проветривание является обязательным мероприятием и не подлежит обсуждению со стороны больных, о чем должна знать медицинская сестра.

В палатах ставят только самую необходимую мебель: кровати, прикроватные столики, стулья (по количеству кроватей) и один общий стол. У двери ставят вешалку для халатов, урну для мусора. На внутренней стене палаты укрепляют термометр, который показывает температуру воздуха. У каждой постели больного имеются розетка световой сигнализации для вызова медицинской сестры или санитарки и наушники радиоприемника. Мебель расставляют так, чтобы она была доступна для поддержания чистоты, удобна и создавала уют.

В современных крупных больницах и родильных домах в палатах у постели больного имеется телефон, и больной может поговорить со своими родственниками, приходящими в больницу не в дни посещений. Кровати в палатах расставляют параллельно наружной стене с окнами. Расстояние между ними должно быть около 1 м, что создает удобства для обслуживания больных при их осмотре, перекладывании, а также при приеме процедур. В настоящее время пользуются никелированными или окрашенными масляной краской кроватями, которые удобно протирать. Сетка должна быть хорошо натянутой, без углублений, с ровной поверхностью. Для тяжелобольных, нуждающихся в возвышенном положении, пользуются подголовниками. Имеются также функциональные кровати, состоящие из трех подвижных секций, которые посредством ручки бесшумно и плавно придают больному наиболее удобное положение. На пружинную сетку кладут наматрасник. Больным, страдающим недержанием мочи или кала, поверх наматрасника пришивают клеенку, которая должна покрывать постель на две трети во избежание загрязнения матраца выделениями. Около кровати стоит прикроватный столик, на котором находятся личные вещи больного. Медицинская сестра периодически проверяет его содержимое, а младшая медицинская сестра ежедневно протирает столик. Для тяжелобольных имеются прикроватные передвижные столики, которыми легко пользоваться во время еды и чтения. К кровати прикрепляется щиток, на котором указаны фамилия, имя и отчество больного, а также номер диетического стола. В палате должно быть чисто. За санитарным состоянием палат постоянно следит медицинская сестра. Уборка должна быть влажной. Младшая медицинская сестра 3 раза в день моет пол в палате или протирает его влажной тряпкой, смоченной дезинфицирующим раствором (осветленный раствор хлорной извести), вытирает пыль с кроватей, прикроватных столиков, подоконников и др. Дважды в месяц младшая меди­цинская сестра протирает стены, плафоны и оконные рамы. С труб центрального отопления и поверхности радиаторов также следует стирать пыль влажной тряпкой ежедневно. Один раз в неделю необходимо осматривать кровати, не завелись ли в них насекомые.
Каждый медицинский работник имеет спецодежду и должен правильно ею пользоваться. Для предупреждения внутрибольничного заражения медицинский персонал и больные должны соблюдать следующие необходимые правила:

а) хранить верхнюю одежду и спецодежду отдельно;
б) не выходить в спецодежде за пределы территории больницы и не носить ее в неслужебное время;
в) при посещении инфекционных отделений снимать свою спецодежду и оставлять ее в отделении;
г) предметы ухода за больными тщательно мыть и хранить в закрытом шкафу;
д) больным, которым разрешается гулять на территории больницы, нельзя выходить за ее пределы;
е) инфекционное отделение должно быть полностью изолировано.

Для удаления пыли в больничных отделениях пользуются пылесосом, который прочно вошел в обиход лечебных учреждений. Медицинская сестра, заботясь о соблюдении чистоты и порядка в отделении, следит за работой младшей медицинской сестры по уборке помещений и обучает ее всем необходимым навыкам.

Начинать уборку в палате нужно с прикроватных столиков: стирают с них пыль, выбрасывают все лишнее, следят за тем, чтобы в них не было скоропортящихся продуктов, и оставляют только необходимое — мыло, зубной порошок, книги или журналы для чтения, печенье, варенье, конфеты. Фрукты и скоропортящиеся продукты должны находиться в холодильнике. На окнах хранить продукты категорически запрещается.

Затем вытирают пыль с подоконников, плафонов, кроватей и остальной мебели. Во время уборки в палате должно быть тихо, движения младшей медицинской сестры не должны беспокоить больных. Убирать следует чисто, не пропуская углов и труднодоступных мест. Во время уборки необходимо открывать форточки и проветрить палату, но так, чтобы не было сквозняков. Зимой во время проветривания нужно хорошо укрыть всех больных, подоткнуть одеяло под ноги и бока.

Особое внимание следует уделять чистоте санузлов, где, кроме унитазов, имеются закрытые шкафы для хранения суден, а также специальные машины для их мытья, дезинфицирующие растворы (осветленный раствор хлорной извести, хранящийся в темной стеклянной посуде с притертой пробкой, или 2% раствор хлорамина). Помещение туалета должно быть тщательно проветрено, уборка его проводится по мере необходимости. Все остальные помещения, процедурный кабинет, бельевая и подсобные помещения должны содержаться в чистоте.

В отделениях больницы не должно быть грызунов, тараканов, клопов. При их появлении необходимо срочно вызвать работников дезинсекционного бюро для ликвидации насекомых и грызунов. Особое внимание следует уделять санитарному состоянию столовой и буфетной. Влажная уборка этих помещений производится после каждого приема пищи.

Длительное хранение пищевых отходов в отделении категорически запрещается. Буфетчица, раздающая пищу, должна строго соблюдать правила личной гигиены. Халат или фартук и косынка должны быть всегда чистыми и выглаженными. Ногти на руках следует коротко стричь. Все помещения кухни, столовой, буфетов нужно содержать в образцовой чистоте. С этой целью ежедневно производят тщательную уборку: подметание и мытье полов, обметание пыли, протирка мебели, подоконников и др. Помещение нужно проветривать каждый день. Генеральная уборка (мытье стен, потолков, осветительной арматуры и др.) производится не реже 1 раза в неделю с применением моющих средств и 1% осветленного раствора хлорной извести. Очищают стекла от пыли, дыма и копоти по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

Обеденные столы из пластика (гигиеническое покрытие) оставляют открытыми. Столы с деревянными крышками покрывают скатертями, поверх которых можно класть полиэтиленовую пленку или клеенку. Если на столы заранее ставят хлеб, он должен быть накрыт чистыми салфетками.

Уборка обеденных столов после приема пищи больными включает удаление грязной посуды, столовых приборов, остатков пищи, сметание крошек и тщательное протирание клеенки или крышки стола. Для сбора грязной посуды используются специальные тележки. Для уборки столов с гигиеническим покрытием должен употребляться комплект белых салфеток с ясной, несмывающейся маркировкой «для уборки столов». Каждый комплект должен состоять из двух салфеток (одна — влажная, другая — сухая для осушки покрытия). Салфетки должны иметься в количестве, обеспечивающем их смену по мере загрязнения. Стирка салфеток производится в том же порядке, что и стирка санитарной одежды. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки и др.) должен быть маркирован и закреплен за отделением; хранить его следует в закрытых, специально выделенных для этой цели шкафах. Для сбора пищевых отходов должны использоваться металлические ведра или баки с крышками (с педалью), которые при заполнении не более чем на 2/3 объема очищают, затем обрабатывают 2% раствором кальцинированной соды, ополаскивают водой и просушивают.

При организации питания больных может быть использована столовая и чайная посуда из фаянса, стекла, алюминия и нержавеющей стали. Нельзя употреблять столовую и чайную посуду с отбитыми краями и трещинами из-за опасности повреждения рук и полости рта. Для мытья столовой посуды в моечной комнате устанавливают механические моющие машины. Перед закладкой в машину с по­суды удаляют остатки пищи и ополаскивают ее. При мытье столовой посуды ручным способом оборудуют трехгнездные ванны. В третьем гнезде следует иметь специальные решетки для ополаскивания вымытой посуды. В инфекционных и детских отделениях посуду после питья кипятят.

Режим мытья посуды включает:

а) механическое удаление остатков пищи (щеткой, деревянной ложкой);
б) мытье щеткой в воде температуры 45 — 48°С с добавлением моющих средств: 1% тринатрийфосфата или 0,5 — 2% кальцинированной соды, жидкости «Прогресс» и других средств, разрешенных санитарными органами для указанных целей;
в) ежедневное после работы тщательное промывание щеток и мочалок, которыми пользуются для мытья посуды, кипячение и просушка их; кипячение перед началом работы щеток и мочалок в 1% растворе кальцинированной соды;
г) мытье посуды в воде температуры 50°С с добавлением 1% осветленного раствора хлорной извести в количестве 10 мл на 1 л воды;
д) ополаскивание посуды в третьей ванне горячей водой температуры не ниже 70°С, для чего посуду следует загружать в специальные сетки и устанавливать на решетки;
е) просушивание посуды в сушильном шкафу или на специальной полке, решетке.

Мыть обеденные приборы (ложки, ножи и вилки из нержавеющих металлов) нужно так же, как и столовую посуду, но вымытые приборы следует обязательно кипятить, а затем помещать в сушильные шкафы. В нерабочее время чистая посуда и инвентарь должны храниться в специальных шкафах или на стеллажах, покрытых чистой марлей или полотном.

Медицинская сестра должна хорошо знать работу младшей медицинской сестры, чтобы постоянно контролировать ее.