Медицинская этика и деонтология

date22.07.2014 "Общий уход за больными" authorАвтор: Л. С. Заликина

Медицина не может обеспечить бессмертия, но в состоянии продлить жизнь. В успехе и эффективности лечения немалое значение имеет вера больного в медицинских работников и их советы. Вольтер писал: «Надежда выздороветь — половина выздоровления». Эта мысль должна быть особенно близка всем медицинским работникам. На всех этапах лечения необходимо вселять веру в выздоровление, что является долгом медика-гуманиста, а гуманизм —органическое свойство медицинской профессии.

Во взаимоотношениях с больными медицинские сестры должны, сохранять ровность тона, выдержку и следить за культурой речи, не допускать фамильярности. Больного нужно ободрить, стараться создать у него хорошее настроение, оставаясь постоянно тактичным. Медицинская сестра, обладающая тактом, всегда оказывается близкой больному.

В каждую историческую эпоху складывались свои понятия о справедливости, чести, долге. Медицина — одна из древнейших профессий на земле. Она накопила богатый опыт врачевания и обрела определенную специфику, во многом отличающую ее от других родов человеческой деятельности. Для нее характерны свои нормы морали и этики, обусловленные социально-политическим строем. С древних времен к людям, занимающимся медициной, стали предъявлять специфические нравственные требования. В античной медицине был сформулирован целый кодекс нравственных требований и моральных норм, которыми должны были руководствоваться медики.

Особую известность получили нравственные заповеди древнегреческого врача Гиппократа, жившего 2000 лет до нашей эры и уделявшего большое внимание авторитету врача. Он писал: «Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан… затем ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду… ибо все это обыкновенно приятно для больных… пусть он также по своему нраву будет человеком прекрасным, добрым и как таковой значительным и человеколюбивым». В средневековье большое внимание уделял поведению медицинских работников арабский ученый Авиценна (Ибн-Сина), который утверждал, что медик должен обладать особыми физическими и духовными качествами — глазами сокола, руками девушки, мудростью змея и сердцем льва. Поведение и взаимоотношение людей в обществе регулируются множеством правил и обычаев. Правила, устанавливающие обязанности отдельных людей в их отношении друг к другу и к обществу, разнообразны. Одни из них, так называемые правовые нормы, изложены в издаваемых государством законах. За нарушение этих норм человек привлекается к судебной ответственности. Однако осветить юридическими нормами все стороны человеческих взаимоотношений невозможно. Кроме правовых, имеются моральные нормы, которые не закреплены законом. Если человек оскорбил или оклеветал кого-либо, то по существующему законодательству он привлекается к судебной ответственности. Если же он ведет себя непринципиально, нечестно, но никаких юридических законов не нарушает, он не может быть наказан в судебном порядке. За неоказание помощи больному без уважительной причины, если такое действие медицинского работника могло привести к опасным для больного последствиям, медицинский работник привлекается к уголовной ответственности, но если он проявляет недостаточно чуткое или невнимательное отношение к больному, то такое поведение с моральной стороны, несомненно, достойно решительного осуждения, но не является поводом для привлечения его к юридической ответственности. В этих случаях действуют правила, опирающиеся на общественное мнение, и это мнение, оценивающее каждый поступок, имеет огромное значение и влияет на поведение людей.

Этика — это наука о морали, нравственности и об их классовой сущности. Медицинская этика есть отражение гуманизма в деятельности медицинских работников. Марксизм-ленинизм утверждает, что этика и мораль — это форма общественного сознания, возникшая из потребности общества в правилах, регулирующих поведение людей, отношения их друг к другу и к общественным ценностям. Она включает совокупность принципов регулирования норм поведения медицинских работников, обусловленных спецификой их деятельности и положением в обществе. Она рассматривает взаимоотношения медицинского работника с больными и родственниками, физическую и моральную чистоплотность. Медицинская сестра прежде всего должна соблюдать интересы больного, быть исключительно доброжелательной, сердечной. Сердечность — наилучшее средство профилактики формализма, который, к сожалению, еще встречается в медицинской практике. Среди душевных лекарств наиболее простым и достойным является теплое отношение к больному и прежде всего ободряющее слово медицинской сестры.

Октябрь 1917 г. дал трудящимся нашей страны великие гражданские права, нашедшие отражение в советской конституции. На смену старой буржуазной морали пришла новая, социалистическая мораль, основанная на великих коммунистических принципах марксизма-ленинизма. Коммунистическая мораль требует от людей простоты и скромности, правдивости и честности, принципиальности и мужества, любви к труду и упорства в нем, взаимного уважения и взаимной заботы в отношениях между товарищами, друзьями, родителями, детьми и т. д. Она включает в себя гуманизм, благородные, общечеловеческие представления о справедливости, общем благе, добре, честности и формирует высоконравственные нормы поведения, проникнутые духом сотрудничества и коллективизма.

Этика как наука постоянно развивается и изменяется. Этические категории долга, чести, совести, достоинства наполнены подлинно гуманистическим содержанием. Высшим достижением медицинской этики является этика медицинских работников социалистического общества. Она предусматривает отдельные отступления от некоторых общих этических норм во имя интересов больного. Воспитанность, вежливость, приветливость делают взаимоотношения людей товарищескими, тактичными, искренними, приятными. Такие взаимоотношения являются выражением большой внутренней культуры, благородных нравственных качеств. Высшим достижением медицинской этики является этика медицинских работников социалистического общества. Этические принципы устанавливаются не отдельными философами — сторонниками того или иного направления, а вырабатываются в процессе социальной практики, отражая опыт многих поколений, всего народа в целом и отдельных классов.

Разработку медицинской этики следует считать одной из важнейших проблем в здравоохранении. Она включает совокупность принципов регулирования норм поведения медицинских работников, обусловленных спецификой их деятельности и положением в социальном обществе. Нормы и принципы медицинской этики могут правильно ориентировать медицинских работников в их профессиональной деятельности. Приобретение медицинской профессии не должно быть делом случая — а призванием, и вопросы этики всегда должны вдохновлять медицинских работников.

Частью медицинской этики является деонтология. Деонтология как учение о должном в области медицины и практического здравоохранения в отличие от других отраслей весьма специфична, а в Советском Союзе своеобразна. Это объясняется тем, что права и обязанности медицинских работников направлены не только на лечение больных, но и на профилактику болезней, охрану здоровья и жизни человека. Отсюда возникают содержание и условия ответственности за организацию, постановку, состояние и осуществление медицинской помощи населению. Ни в одной профессии, существующей на земле, не ощущается такой острой необходимости в гармоничном сочетании сердца и разума, как в труде медицинского работника. Помнить о больном, о его настроении, уметь завоевать доверие больного — способность покорять и подчинять себе душу больного. Советские медики взяли на вооружение все лучшее в области деонтологии, накопленное поколениями. Они углубили, расширили деонтологию как науку, исходя из принципов социалистического гуманизма.

Для оптимального осуществления принципов деонтологии и медицинской этики необходимы следующие условия: чувство такта, призвание к своей профессии и совершенствование знаний. Гёте писал: «Перед великим умом я склоняю голову, а перед великим сердцем — колени». Ни одно из человеческих качеств так не нужно медицинскому работнику, как душевная теплота, выражением которой должны быть приветливость и скромность. Китайская пословица гласит: «Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью». Медицинский работник должен располагать к себе и внушить больному веру в целительную силу медицины. Гиппократ говорил: «Все что надо делать, делай спокойной умело… Больного надо, когда следует, ободрить дружески, веселым, учтивым словом. В случае необходимости строго и твердо отклонять его требования, в другом случае окружить больного любовью и утешением». Ни при каких обстоятельствах нельзя допустить, чтобы больной заметил испуг в глазах медицинской сестры и ее растерянность. Очень важна общая атмосфера, царящая в отделении. Если больной видит спокойных, четко работающих людей, он проникается уверенностью в том, что находится в надежных руках, и успокаивается, а если, кроме того, он видит перед собой не только специалистов высокого класса, но и еще людей, проявляющих к нему участие, доброжелательных и сердечных, у него появляется особое доверие к персоналу, налаживается полный контакт с ним, и результаты лечения будут хорошими. Большое значение имеет и внешний вид медицинской сестры. Небрежность в одежде, грязный халат, грязные ногти недопустимы в работе медицинской сестры.

Роль слова в лечении больного всегда оценивалась высоко. Слово, сказанное больному, должно его успокаивать, вселять надежду на выздоровление. Иногда медицинские работники не следят за своими словами, сказанными больному, что приводит к так называемой ятрогении (болезнь, вызванная словами медика). Это серьезный враг в работе медицинского персонала и его следует побороть. Главной причиной ятрогенных заболеваний является недостаток общей и медицинской культуры, торопливость и нехватка времени, сообщение больному неблагоприятного диагноза, прогноза болезни, результатов исследований и т. д. Больные становятся более ранимыми и восприимчивыми к слову медика. Неправильно сказанное слово больному, у которого часто травмирована и болезненна психика, а реакция на окружающую действительность извращена, приносит ему большой вред. Иногда медицинские сестры допускают разговоры в присутствии больных об исходе заболевания, о неблагоприятных результатах исследований, а часто на руки больным выдают результаты анализов, в том числе и такие, которые свидетельствуют о наличии тяжелых заболеваний. С какими бы заболеваниями больной ни поступил в больницу, медицинская сестра должна думать о его психическом состоянии, о его душевных переживаниях. При наличии у больных онкологических заболеваний на вопросы нужно отвечать вежливо, осторожно. Нельзя вслух выражать сожаления, что больной обратился за помощью поздно, что болезнь его запущена и излечить ее труднее. Нельзя «утешать» больного тем, что при настоящем положении медицины нельзя еще помочь ему в той мере, в какой это нужно. У постели умирающего больного медицинская сестра, имея в виду бессознательное состояние, иногда позволяет себе говорить все о вариантах течения и неблагоприятном прогнозе данного заболевания, не учитывая, что в палате лежат больные с такими же заболеваниями, принимающие на свой счет и часто превратно воспринимающие услышанное. Медицинские сестры должны помнить, что слово лечит, но слово и ранит. Большинство больных буквально «ловит» каждое слово, сказанное врачом или медицинской сестрой о его болезни. Все, что говорится при больном, должно быть выдержано в спокойном тоне. Следует избегать непонятных терминов. Нельзя рассказывать больному или обсуждать при нем, что происходит в других палатах. Часто сообщают больным результаты исследования, прогноз заболевания младшие медицинские сестры, технический персонал. Необходимо тщательно подготовить и постоянно осуществлять контроль за ними.

Древнегреческая пословица гласит: «Если ты подумаешь дважды, прежде чем один раз скажешь, ты скажешь вдвое лучше». Каждая медицинская сестра должна помнить об этом.