Предупреждение риска (часть 1)

date23.07.2014 "Приемные часы для здоровых" authorАвтор: Х. Я. Янес

Курение означает риск заболеть, стать инвалидом и закончить жизнь еще до достижения среднего возраст или в среднем возрасте. Поэтому курение сигарет во всех экономически развитых странах признано сущесвенной медицинской, социальной и экономической проблемой. Даже в капиталистических странах, преодолевая экономические и политические барьеры в борьбе против курения (прибыли табаководов, большая прибыль от импорта и экспорта табачных изделий, продажи и обложения их налогом), правительства поддерживают медиков. Стало ясно, что сохранение здоровья и трудоспособности граждан куда более выгодно, чем получаемая от табака денежная прибыль.

Курение и связанные с ним опасности далеко не личное дело человека, однако, на практике все же каждый сам выбирает — курить или нет. К сожалению, время выбора сдвинулось к очень молодому возрасту.

Особенно это касается мальчиков, которые сейчас решают в пользу курения в возрасте, когда дни фактически вообще не дозрели для принятия решений. Об этом говорит общеизвестный факт: если курить не начали до 20 лет, то в более старшем (т. е. рассудительном) возрасте это делают уже реже — только 10% курильщиков пристрастились к сигаретам между 20 и 30 годами.

Мальчикам и девочкам нужно помочь сделать правильный выбор. Вести с ними разговоры о вреде курения бесполезно, не говоря уже о запретах-приказах. Юношей не испугают грозящие им где-то в далеком будущем хронические заболевания. Было бы противоестественно, если бы они считались со смертью, которая, возможно, подстерегает их через несколько десятков лет. Школьник, выкуривающий свои первые сигареты, больше озабочен тем, чтобы не попасться. Даже взрослым, в 20—30-летнем возрасте, когда обычно курить начинают женщины, болезни и беды кажутся лишь далекими заботами старости. Фактически же они не так уж и далеки! 25-летний регулярно курящий человек может с большой долей вероятности считать, что половина жизни у него позади.

Надо помочь юноше осознать значение здоровья в его возрасте и вообще в жизни человека. Только тогда, когда в молодых возникает постоянный интерес к своему физическому и духовному развитию, разъяснительная работа против курения найдет благоприятную почву. Само собой разумеется, что следует иметь в виду и другие стороны воспитания, нужно внушить мальчикам правильные представления о мужественности и способах самоутверждения, девочкам — об истинной женственности и эмансипации.

Предотвратить курение в среде молодых может отрицательное в целом отношение общества к курению. Дело не только в личном примере, хотя и это очень существенно, но и в общем отношении к курению.

Отношение общества к курению выражается в порядке торговли табачными изделиями, регламентации курения в общественных учреждениях, рабочих помещениях и других местах. Имеющийся опыт показывает, что законодательные акты никакого существенного изменения в положение дел не внесли. Во многих странах (СССР, Канада, Норвегия, Новая Зеландия и др.) запрещено продавать табачные изделия мальчикам и девочкам в возрасте до 15 или 16 лет. Тем не менее, известно, что именно в возрасте от 16 до 20 лет курение приобрело особый размах. В Японии закон, изданный в 1910 году, запрещает молодежи курить в возрасте до 20 лет, однако, автоматы с сигаретами, разбросанные повсюду, делают этот запрет бессмысленным.

Реклама сигарет запрещена или значительно ограничена в СССР, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Швеции, Мексике, Перу и в других странах, но красиво оформленные пачки сигарет рекламируют себя сами. Трудно воспрепятствовать косвенной или скрытой популяризации курения сигарет в фильмах, телепередачах, спектаклях и т. п., тем не менее в этом направлении сделаны первые шаги в СССР, Польской Народной Республике, Норвегии и других странах.

Широко используется антиреклама, чтобы психологически воздействовать на курящих и потенциальных кандидатов в курящие. В США на 5300 почтовых автомобилях написали текст: «100000 врачей отказались от курения! Может быть, они знают что-то такое, чего не знаете вы?» Вслед за каждым сеансом рекламы сигарет по телевидению Арабской Республики Египет телезритель также слышит и видит предупреждение: «Каждый курящий сам отвечает за свое здоровье. Министерство здравоохранения предупреждает вас — курение опасно для здоровья».

В США, Великобритании, Канаде, Норвегии, Австралии, Бельгии, Исландии, Панаме, Перу и других странах практикуется печатание предупреждающих текстов на упаковке сигарет, или в пачку вкладывают листки с соответствующим текстом. Начиная с июля 1978 года французские производители сигарет обязаны на каждой пачке указать химический состав сигарет, какие соединения освобождаются при горении табака и сколько среди них никотина и смолистых веществ. В Швеции с 1976 года действует правило, требующее, чтобы на упаковке сигарет, кроме содержания никотина и смолевых веществ, указывался также % содержания в дыме оксида углерода.