Особенности личности и невроз (часть 2)

date24.07.2014 "Три причины стресса" authorАвтор: Г. И. Мишин

Личность человека определяют эмоциональные, волевые и интеллектуальные особенности. Исходя из этого (соотношение первой и второй сигнальных систем), И. П. Павлов выделил присущие только людям еще три типа высшей нервной деятельности: художественный тип; мыслительный и средний. Так, люди художественного типа высшей нервной деятельности воспринимают мир образно, красочно, эмоционально, живо. Такие качества — характерная особенность писателей, поэтов, композиторов. У людей мыслительного типа окружающий мир воспринимается сухо, абстрактно, отвлеченно. Эти особенности характерны для философов, мыслителей, математиков. У людей среднего типа сочетаются признаки первых двух, к ним относится большинство человечества. У таких людей имеются склонность к образному мышлению, эмоциональному восприятию и достаточная способность к обобщениям и анализу. Лица с такими качествами могут быть представителями любых профессий. Неврастения чаще разливается у людей среднего типа.

Тип нервной системы зависит как от наследственных качеств, так и от воспитания и жизненных условий. Экспериментальные данные показывают, например, что тренировкой можно значительно усилить процесс торможения или раздражения.

Воспитание, условия формирования личности имеют огромное значение в создании устойчивости нервной системы. Известно, что особенности характера человека складываются уже в первые годы его жизни. Младенчество и детство называют «золотым периодом душевной гигиены». Самому важному искусству — искусству взаимоотношений, способу реагирования на трудности человек учится в семье, и прежде всего — подражая примеру родителей. Следует с детства воспитывать в ребенке умение управлять своими эмоциями. Для правильного эмоционального развития ребенка необходимо находить путь к его сердцу, тогда не будет детей-сирот при живых родителях. «Ласка,— писал известный ленинградский педагог Д. Воронцов,— важна для эмоционального развития ребенка, как молоко — для физического развития».

Что касается наказаний провинившегося ребенка, то это правомерно лишь тогда, когда его справедливость абсолютно понятна маленькому человеку. Оно применимо к детям лишь после десяти лет. Малыш — существо беззащитное.

«Мы всегда носим свое детство в кармане»,— заметил когда-то веселый человек с печальными глазами мудреца — Чарли Чаплин. Уроки жестокости, полученные в раннем возрасте, скорее всего дадут вполне определенные плоды: есть риск вырастить человека безжалостного, глухого к чужой боли, равнодушного. Совсем иные эмоции вызывают в детях ласка и жалость. Научить доброте — вот, по мнению специалистов, главное в воспитании ребенка.

Сталкиваясь с различными неврозами у взрослых, приходится убеждаться, что во многих случаях корни их происхождения уходят в детство, в ошибки воспитания. Тут недопустимы как чрезмерная опека, так и безнадзорность. Изнеженность, захваливание, создание из ребенка кумира семьи способствуют формированию истерического характера. С другой стороны, чрезмерная требовательность, подавление инициативы формируют тревожно-мнительный характер. В результате неправильного воспитания формируются эмоциональная неустойчивость, легкость суждений, чрезмерная робость, застенчивость. Эти черты характера делают человека менее устойчивым ко всем проявлениям окружающей среды. Все это нередко приводит к конфликтам, а порою и к развитию неврозов.

Неправильное эмоциональное развитие в детстве необязательно тяготеет над человеком всю жизнь, особенно если он сам, став взрослым, признает свои недостатки и стремится устранять их, но оно несомненно способствует возникновению невротических расстройств как в детстве, так и в последующий период.

Конечно, психические особенности личности обусловливаются также и наследственными факторами, которые во многом определяют устойчивость, степень восприимчивости (внушаемости) человека к воспитательным воздействиям. По-видимому, в этой врожденно обусловленной недостаточной способности к восприятию нужных навыков и кроется проблема воспитания так называемых «трудных» детей. Для достижения цели нет пока ничего другого, кроме повторного логического разъяснения, внушения вести себя правильно, сообразуясь с обстановкой, соблюдая правила социалистической морали. Здесь, конечно, пока не обойтись и без соответствующих методов принуждения.

Все перечисленные психофизические отличия людей друг от друга и определяют характер реагирования их на те или иные раздражители, обусловливают особенности восприятия окружающего мира как в норме, так и при болезни, создают определенные картины невротических расстройств.