У детей младше 12 лет применять аутотренинг можно лишь с помощью специальных методик. Недостаточная духовная зрелость пациентов не позволяет получить высокую эффективность. Значительное место при проведении аутотренинга у детей отводится сюжетной репродукции игрового содержания, воспитывающей смелость, решительность, умение преодолевать трудности и отрицательные эмоциональные переживания.
Основным социальным приемом у детей является метод самовоспитания на базе аутотренинга в сочетании с приемами имаготерапии по И. Е. Вольперту. Сущность метода имаготерапии заключается в создании желаемого образа и воспроизведении определенного характера поведения, тренирующийся может «играть роль» своего литературного героя. Если несколько раз в день по полчаса играть роль спокойного радостного человека, то через 2—3 месяца такое поведение становится потребностью, естественным состоянием человека.
Высшие ступени аутотренинга, AT-II.
Все сказанное относится к «низшим» ступеням аутогенной тренировки «AT-I» по И. Шульцу. Он разделял упражнения низшей ступени, направленные на регуляцию вегетативно-соматических функций, и высшей ступени — на оптимизацию высших психических функций, коррекцию личностных нарушений, или «АТ-П». Деление это весьма условно, приемы для «АТ-П» почерпнуты в основном из религиозной системы йогов. Поэтому в лечебной практике они не получили широкого распространения, представляя скорее исторический интерес.
Кратко охарактеризуем «АТ-П». Сущность медитации, то есть «созерцания», заключается в последовательной тренировке воображения, в образном представлении и нейтрализации аффективных переживаний. После фундаментального освоения базисных упражнений, когда человек за 20—30 секунд погружается в аутогенное состояние и удерживает себя в нем в течение часа, пациент осваивает пассивную концентрацию. У него возникают различные сенсорные ощущения, так называемые аутогенные разряды, например визуальные феномены — нечто облакообразное, или структурированный черно-белый образ.
Через восемь месяцев обучаемые высшим ступеням аутотренинга приступают к первому упражнению медитации — фиксации цвета, доминирующего в поле зрения, а через месяц-полтора переходят ко второму упражнению— целенаправленному видению заданного цвета. Одновременно стимулируется ассоциативное представление: цвет — эмоциональные ощущения, например, красный — радость, оранжевый — ощущение душевного тепла. Длительность тренировки этого упражнения — 4 месяца.
Третье упражнение заключается в вызывании изолированных представлений в общем виде — «стул вообще», а затем с индивидуальными отличиями: «сломанный стул», «мягкое старинное кресло». Освоение длится до 6 месяцев.
Четвертое упражнение — вызывание абстрактных понятий «истина», «счастье», «свобода». Эти эквиваленты обычно глубоко индивидуальны. Так, свобода у жителя приморья ассоциируется с летящей чайкой, у жителя степей — со скачущей белой лошадью. Длительность освоения — приблизительно полтора месяца.
В процессе пятого этапа медитации пациенты концентрируются на ситуациях, связанных с переживаниями личного характера: «возникновение желаний», «облагораживающие эмоции». Ситуации эти спонтанно оказываются развернутыми во времени, а основным действующим лицом становится сам обучающийся. Длительность — не менее месяца.
На шестом этапе пациент обучается целенаправленно вызывать образы других людей. Сначала «нейтральные» — почтальон, продавец; затем эмоционально окрашенные, крайние типы эмоциональных отношений: симпатии — антипатии. Образы эти носят несколько шаржированный характер за счет «подсознательного» подчеркивания, гиперболизации приятных или отталкивающих для пациента свойств образа. Основная задача шестого этапа состоит в «нейтрализации» возникающих значимых образов, что способствует купированию прошлых аффектов. Длительность — не менее месяца.
Седьмое упражнение, или «ответ бессознательного», завершает комплекс аутогенной медитации. Овладев способностью к визуализации образов, обучаемый сам к себе обращается с вопросами, ответы на которые даются «не им самим», в виде вербализированных мыслей, а «подсказываются спонтанно возникающими образами», которые затем вербально интерпретируются.
Наиболее часто ставятся вопросы: «Кто я такой? Чего я хочу? В чем моя главнейшая проблема?» Возникающие при этом у обучаемых образы, по мнению Шульца, «формируются в представление истины, дают понимание истинного смысла бытия». Эти утверждения вышли из недр философии йогизма и психоанализа. Чрезмерная длительность обучающего курса, направленность скорее на религиозные, чем медицинские задачи явились причиной того, что аутогенная медитация не получила широкого распространения.