Модификации и варианты аутотренинга (часть 2)

date24.07.2014 "Аутотренинг" authorАвтор: В.Д. Бахарев

Модификация А. М. Свядоща и А. С. Ромена является первой отечественной методической публикацией по аутогенной тренировке. Методическое письмо этих авторов «Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике. Техника самовнушения» было опубликовано в 1966 году. Их построение занятий близко к методике И. Шульца, основой аутогенной тренировки авторы считают самовнушение, а состояние аутогенного погружения они рассматривают как аутогипнотическое. Фактически любое психическое самовоздействие они приравнивают к самовнушению, что при фундаментальном научном подходе выглядит не совсем правильно.

Сенсорной репродукции авторы отводят второстепенную роль. В отдельных случаях авторы рекомендуют безусловно-рефлекторное подкрепление, в частности сочетание самовнушения «рука холодная» с опусканием ее в холодную воду. Перед началом занятий аутотренингом в данной модификации проводится курс подготовительных упражнений по регуляции мышечного тонуса, что способствует сокращению сроков усвоения метода Обучающий курс проводится в форме гетеротренинга, когда врач произносит формулы в императивной форме. Собственно аутогенные тренировки предполагают использование внутренней речи без логических мотиваций и образных представлений.

Возражая против «образной развертки» словесных формул, А. С. Ромен основывается на своем предположении, что «здоровое воображение может быть только у здоровых людей». Авторы рекомендуют заранее сообщить пациентам о желательном терапевтическом эффекте упражнения. Перед выполнением третьего стандартного упражнения по этой методике было введено обучение больных мысленному подсчету пульса.

Особой заслугой А М. Свядоща и А. С. Ромена следует признать их уверенное заявление на основании большого клинического опыта о возможности психотерапевтического воздействия на органические изменения, в том числе при обменных нарушениях, нейродермите, нарушениях менструального цикла. Публикация этого методического письма сыграла важную роль в деле становления аутогенной тренировки в нашей стране.

Ступенчатый активный гипноз по Е. Кречмеру является переходным состоянием между аутотренингом и гипнозом. Автор значительное внимание уделяет совместной работе врача и больного с упором на постепенную активацию пациента. Вначале тренирующийся осваивает стандартные упражнения тяжести и тепла, то есть «основные психотерапевтические упражнения»» после чего переходит к целенаправленным тренировкам мышц и сосудов, то есть «индуктивному управлению тонусом». Для повышения успешности метода используется суггестивное воздействие (речевое сопровождение). При этом формулы внушений произносятся на выдохе. Используются также и образные представления.

Обязательной частью методики, основным лечебным периодом служит самогипноз. Для его освоения предлагается упражнение фиксации. Пациент фиксирует взглядам кончик указательного пальца врача. Палец располагается в 20 см от лица больного на линии взора. Фиксация осуществляется до самопроизвольного закрывания глаз. Затем с помощью речевого сопровождения проводится усиление ощущения тяжести и тепла до наступления гипнотического состояния. Психотерапия в гипнозе длится около часа. Сеанс заканчивается вербально управляемым пробуждением. Лишь в отдельных случаях допускается фиксация пациентов без врача, ему «рекомендуется с закрытыми глазами смотреть изнутри на лоб». Применяемые формулы самовнушения разрабатываются индивидуально на основании «целенаправленного анализа личности и переживаний пациента».

В процессе предварительного этапа у пациентов вырабатывается определенный стереотип дыхательных движений, формируются навыки волевого расслабления поперечно-полосатой мускулатуры. Особое внимание уделяется управлению мимическими мышцами как имеющими наиболее обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Отрабатываются упражнения: маска удивления, маска гнева, маска смеха, маска трубача, специальные упражнения по управлению мышцами пальцев рук и кисти.

Упражнения первой ступени аутотренинга в этой модификации усваиваются в течение 9—10 занятий, общий курс при учебных сеансах 2—3 раза в неделю занимает 4—6 недель. На первом занятии пациенты отрабатывают «маску релаксации»: мягко опущенные веки, взор сведен кнутри и книзу, язык без напряжения прижимается к верхним зубам, нижняя челюсть слегка от­висает. Мышцы затылка и шеи расслаблены, тренирующиеся делают попытки распространить ощущения расслабления на мышцы туловища и конечностей.

На втором занятии выполняются упражнения, направленные на вызывание ощущений тяжести и тепла. В формулах внедряется мысль: «Непременное условие всякого действия—это желание его совершенствования!» Формулы задаются врачом и мысленно повторяются пациентами:

«Я очень хочу, чтобы мои руки стали тяжелыми и теплыми! Хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми! Чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми! Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми! Руки и ноги тяжелые и теллые!»

Формулы укорачиваются от фразы к фразе, обеспечивая постепенный переход от мотивированного пожелания к императивному утверждению. В отличие от классической методики упражнения на вызывание ощущений тяжести и тепла не отделяются друг от друга.

На третьем занятии больные обучаются дыхательным движениям в заданном ритме. В соответствии со словесным подсчетом врача осваивается следующая тренировочная схема.

I этап: 4/4—2; 4/5—2; 4/6—2; 4/7—2; 4/8—2.

II этап: 5/9—2; 5/10—2.

III этап: 6/10—3; 7/10—3; 8/10—4; 9/10—4; 10/10—5.

IV этап: 9/10—4; 8/9—4; 7/8—3; 6/7—3; 5/6—2; 4/5—2; 4/4—1.

В числителе — продолжительность вдоха (в секундах), в знаменателе — продолжительность выдоха, третья цифра через тире — длительность дыхательной паузы. Все упражнение состоит из 19 дыхательных циклов и занимает 5—6 минут.

На четвертом и пятом занятиях ощущения тепла и тяжести вызываются пациентами самостоятельно на основе сенсорной репродукции и самоприказа. После выполнения дыхательной гимнастики добавляются формулы-самоприказы, направленные на вызывания ощущений глубинного тепла в животе. Построение фраз аналогично второму занятию:

«Я очень хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным теплом! Очень хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным теплом! Хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным теплом! Чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным теплом!

Мой живот прогрелся приятным глубинным теплом! Живот, прогрелся приятным глубинным теплом! Живот прогрелся!»

Шестое занятие направлено на вызывание ощущений тепла в левой руке с его последующей иррадиацией (распространением) в ту область, которую выбирает сам пациент. Затем тренирующимся предлагается сосредоточить внимание на левой руке и (представить, что она опускается в тепловатую воду. При этом ничего не внушается, а главный акцент делается на воспоминании соответствующих ощущений. Одновременно с увеличением степени погружения руки в воду изменяется и образное представление: тепловатая вода — теплая — приятно горячая. Большинство больных обычно сообщают при этом об иррадиации ощущений тепла в левую половину грудной клетки.

Седьмое занятие также направлено на приобретение навыков воздействия на коронарное кровообращение. Обучаемым предлагается представить, что они ритмично сжимают левой рукой теннисный мяч. Темп движений задается врачом: на вдохе — «напряжение», при выдохе «расслабление». Постепенно темп «движений» увеличивается индивидуально каждым обучаемым до пределов возможного. Затем по команде врача они резко прекращаются, а пациенты рассказывают о возникших ощущениях.

Содержание восьмого занятия основано на механизме физиологической связи ритма дыхания и чистоты сердечных сокращений. Пациентам предлагается, используя пальпаторный контроль пульса, «подстроить» темп дыхания к пульсу.

Девятое занятие по своему целевому предназначению соответствует шестому упражнению стандарта «Мой лоб слегка прохладен…». Сначала выполняется «маска релаксаций», затем два-три энергичных вдоха через рот, далее следует обычное носовое дыхание и длительная фиксация, до двух минут, на этом ощущении, которое начинает иррадиировать в верхнюю часть лица: лоб, окружность глазниц, щеки. Одновременно появляется чувство свежести в голове и ясность мысли. Это упражнение обладает стойким транквилизирующим эффектом, купирует вазомоторные головные боли.

На этом занятии заканчивается курс репродуктивной тренировки первой ступени. На десятом занятии демонстрируются приемы моделирования настроения с помощью сенсорных образов-ассоциаций.