date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

И все-таки можно согласиться с теми, кто считает, что ревность может быть полезна. Но при двух условиях. Во-первых, ее надо скрыть, чтобы ни тот, кого ревнуют, ни остальные не догадывались о ее существовании. И, во-вторых, переживания ревности должны стать не только источником страданий, но и послужить толчком для дополнительного развития личности, поднять на борьбу, причем не против соперника, а за близкого человека, не ограничивая его свободы, а создавая условия, в которых он сам сделает нужный выбор. Вместо того чтобы чинить препятствия для встреч с соперником, чернить его самого (все это дает, как правило, эффект противоположный желаемому), необходимо стать лучше, нужнее соперника: постараться трезво оценить его преимущества и компенсировать, преодолеть их какими-то своими достоинствами. А еще вернее не конкурировать с кем-то, а сделать себя незаменимым. Добиться этого не так сложно, как кажется.

Вспомним известную психологическую закономерность. Кого мы больше всего любим? Не тех, кто делает нам добро, доставляет блага и радость. Тех, кому отдаем себя мы сами. Значит, если хочешь покрепче привязать человека к семье, надо не пилить его за каждый промах, не перевоспитывать на каждом шагу, не третировать, доказывая его ничтожество, попрекая всем, что для него сделано. Надо дать человеку почувствовать его особую значимость в семье, не пропускать ни одного доброго жеста, дела. Все это должно быть замечено и оценено. И тогда он не только не захочет никуда уходить, но и постарается сделать для семьи все, на что только способен,— не в порядке расплаты за долги, а потому что просто не сможет поступать иначе.

Но тут напрашивается вопрос: а так ли уж нужна ревность, чтобы установить подобные отношения в семье? Разве нельзя того же самого добиться без всякой ревности— до того, как она возникла? И не являются ли такие отношения лучшей защитой против всяческих соблазнов и опасностей, а значит, и против ревности?

Так не лучше ли, образуя семью, обоим супругам взять на себя заботу — постоянную, неотступную — о создании психологического климата, основанного на взаимном доверии и взаимной откровенности, взаимном понимании и взаимном уважении, позволяющем каждому ощутить свою ценность, нужность для другого, оставаясь при этом самим собой?