Без плаща, шпаги и реверансов! (часть 9)

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Вот и бросается оно из одной крайности, в другую: от запретов просвещения молодежи в вопросах интимных отношений к разгулу порноискусства; а от него — в обратном направлении, когда возникают касты, принимающие обет аскетизма и безбрачия. В последнее время появляются признаки того, что в западных странах наступает отрезвление. В Швеции правительство скупило все порноиздания и запрещает их последующее распространение. (Это после того, как именно эта страна подала всем пример пропаганды вседозволенности, полной «свободы любви».) Но ведь одними административными мерами не решить столь сложную проблему, как нравственное воспитание молодого поколения. Нужны нравственные идеалы, освещенные и поддержанные наукой и искусством. Правда, в рядах прогрессивной молодежи Запада в последние годы возникло движение «за новое целомудрие», попросту за здоровые отношения полов.

В нашем обществе сама идея эмансипации полов формулировалась с самого начала иначе. Когда социалистическая революция сокрушила буржуазный строй, а вместе с ним и буржуазную семью, обнаружились три направления в межполовых отношениях.

Сторонники одного своим лозунгом провозгласили «свободную любовь» и объявили войну стыду. Против них очень решительно выступили В. И. Ленин, Н. К. Крупская и многие истинные марксисты, убедительно доказывавшие, что распущенность нравов никогда не имела ничего общего с подлинной революционностью, как ничего общего не имело с марксизмом и мещанское ханжество.

В. И. Ленин предостерегал от кокетничанья всепониманием, всепрощением. Он считал, что провозглашение «свободы от брака», как правило, возникает от «стремления оправдать… собственную ненормальную или чрезмерную половую жизнь и выпросить терпимость к себе» (Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1975, т. 5, с. 42).

Протестуя против лозунга «свободной любви», В. И. Ленин говорил, что в буржуазном обществе понимают под этим свободу от серьезного в любви, от деторождения, свободу адюльтера. Для коммунистов «свобода любви» может означать лишь свободу от материальных (финансовых) расчетов и забот, от собственнических и религиозных предрассудков, от запрета родителей, «от уз закона, суда и полиции». Не мимолетная страсть, не пошлый и грязный брак без любви, а гражданский брак с любовью — такова позиция коммунистов в этом вопросе.

Другое массовое течение представляли те, кто слепо сохранял веками складывавшийся устав семейной жизни. И не венчанные, даже «не расписанные» в загсе жили по традиционным заповедям.

Третьи же, их тогда было меньшинство, сознательно принимали на себя тяготы поисков новых форм отношений, которые строились бы на основах высокой морали, а не на страхе перед «геенной огненной», перед осуждением соседским. Они стремились строить личную жизнь по образцу и подобию коммунистического общественного идеала, согласно которому прогресс невозможен при сохранении угнетения одного человека другим.

У нас в стране исповедуется ленинский идеал семьи и любви: приверженность к вечным ценностям, равная для обеих сторон, воспитание глубокого уважительного отношения к женщине, повышение ее роли в обществе и в семье, превращение мужчины в надежную опору, верного друга, имеющего те же обязательства перед женой, что и она перед ним.

О подлинной революции в межполовых отношениях говорит изменение положения женщин в нашей стране на протяжении жизни всего лишь одного поколения. Прежде всего женщина получила свободу выбора. Выбора всяческого: образования, профессиональной, общественной и домашней деятельности, выбора супруга, выбора быть матерью или нет. Однако чем большей свободой мы пользуемся, тем больше осознаем: как важна дифференциация полового воспитания. Поэтому мы не устаем повторять о женском и мужском достоинстве, о необходимости формирования этих качеств личности.