Когда в силу вступает закон

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Естественным образом мы с вами подошли к юридической стороне семейных отношений. Самым убедительным свидетельством того, что эти личные отношения накрепко связаны с общественным укладом, служит наличие у всех народов кодекса законов о семье и браке. Кодекс этот может быть записан на папирусе, высечен на камне, а может — воплощен в ритуально-театральном действии. Он может быть принят единоличной волей диктатора: «быть по сему!» или общим .решением племени, голосованием народа,— во всех случаях он требует от членов сообщества неукоснительного подчинения ему. «Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак», — настаивал К. Маркс (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 162). Без обязательного правила, уложения личные отношения превратились бы в хаос, а хаос и есть самая страшная для общества разрушительная сила. Потому ослушание так или иначе осуждается и наказывается. И меры наказаний за проступки у каждого народа свои.

Во всех прежних главах прямо или косвенно мы касались принципов и норм, которыми руководствуются граждане нашей страны в своих материальных, моральных стремлениях и действиях. Здесь мы познакомимся с основными положениями Конституции СССР, адресованными семье. Конечно, воспроизведем мы лишь дух нашего законодательства, но не его букву. Для этого у нас слишком ограничены возможности.

Одно из существеннейших изменений, происшедших в последние годы в общественном сознании и в законодательных документах,— признание высокой и непреходящей ценности семьи. В последней Конституции СССР есть статья, которой не было в предыдущих: в ней говорится, что государство защищает интересы семьи. Это очень важный пункт. Раньше государство устанавливало законодательным путем систему отношений между гражданами и гражданками без учета их семейного положения, тем самым оно как бы выводило семью за скобки своих интересов и обязательств и ставило ее в положение частного дела мужчины и женщины. Но семья, как мы уже знаем, никогда не была абсолютно автономной ячейкой. Поэтому включение статьи об отношении государства к своей ячейке явилось фактом юридической целесообразности и справедливости.

И действительно, многие десятилетия существует тенденция в распределении общественных средств — давать немалые преимущества семейным людям перед холостыми и бездетными. Последние несколько десятилетий платят налог за бездетность. Если мы подсчитали, что собственные доходы семьи тем меньше, чем больше число едоков приходится на каждого кормильца, то в отношении общественных фондов картина получается обратная: чем больше детей в семье, тем больший процент дотации получает она по таким статьям, как расходы на питание (вам ведь известно, что государству каждый килограмм мяса и молока обходится дороже, чем он продается населению), на родильные дома, на оплату отпусков по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, по содержанию его в яслях и садике, на обучение детей в школе, на пионерские лагеря и т. п.

Преимущества получает многодетная семья и при распределении жилья. А государство записало в Конституции как принцип — помощь ей в воспитании подрастающего поколения. Для этого будет расширяться сеть детских учреждений, совершенствоваться служба быта и общественного питания, будет увеличиваться фонд материального вспомоществования за счет пособий при рождении каждого ребенка и т. д.

И положения многих других статей Конституции, казалось бы, на семью не направленных и ей не адресованных, имеют прямое касательство к устройству нашей личной жизни. Когда мы читаем статью, в которой говорится о том, что Советское государство способствует усилению социальной однородности общества, стиранию существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, дальнейшему сближению всех наций и народностей СССР, то не можем не осознавать: такие меры служат и стиранию принципиальных противоречий в мировоззрении нынешних и будущих супругов, воспитанию единых социальных и нравственных установок у подрастающего поколения, которые, как мы уже говорили, и способствуют тому, что и наши «мезальянсы» становятся удачными.

Так же в интересах каждого гражданина, а значит — семьи, записаны статьи, закрепляющие наши общие права на образование, труд, отдых, охрану здоровья, на жилище; статьи, охраняющие человека от посягательств на его имущество, достоинство и честь, на тайну его личной жизни. И, естественно, важнейшей для семьи является статья о равенстве прав мужчин и женщин.

Если внимательно вчитаться, то окажется, что все гражданские свободы, направленные на справедливое распределение благ и обязанностей, учат нас честному и достойному поведению и по отношению друг к другу.

Мы уже говорили о том, что государство кровно заинтересовано в укреплении и развитии первичной ячейки общества. Это значит, что материальная помощь семье не может расцениваться как благотворительность: льготы и пособия берутся из общего нашего кармана, который до той поры щедр, пока все члены большой советской семьи добросовестно исполняют свой гражданский, профессиональный и человеческий долг. Оттого-то рядом со статьями о правах граждан записаны статьи о наших обязанностях. Родители обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить их достой­ными членами социалистического общества. Дети должны отвечать заботой о престарелых родителях.

Но, кроме конституционных норм, существует еще и особый свод законов — Кодекс о семье и браке, который более детально определяет характер отношений всех членов семьи и их обязанностей друг перед другом. Это своего рода точка отсчета права и справедливости, ниже которой начинается нечестность и беспорядок, выше которой — подлинное достоинство, благород­ство.

Вот, к примеру, в этом Кодексе говорится о том, что муж и жена располагают равными правами на обладание имуществом, нажитым во время совместного проживания. А конкретному супругу Н. досталась в жены девица, ничего не умеющая и, главное, не желающая делать ни на общественной ниве, ни на семейной. Ее представления о браке сродни тому, который высказала мадам Кукушкина, героиня комедии А. Н. Островского «Доходное место». Она считала, что жены существуют за тем, чтобы мужья их одевали как нельзя лучше, любовались на них, доставляли все наслаждения, исполняли каждую прихоть.

Супругу подобная ситуация с годами стала невыносимой, и он решил расторгнуть неудачный брак. По закону совести и чести жена не должна была бы предъявлять никаких имущественных претензий к бывшему супругу, еще и спасибо сказать, что ее — тунеядку — терпели так долго. Но она адресуется к юридическому закону, и тот обязан присудить ей определенную долю супружеского имущества, за исключением того, что принадлежало обоим до брака и что было получено в подарок, в наследство каждым из них.

Некоторые мужья, оказавшиеся в подобном положении, пытаются установить справедливость самостийно: начинают утаивать сбережения, выносить из дому и прятать вещи — и этим добиваются того, что теряют собственное лицо, человеческое достоинство. Все-таки лучше по закону потерять, чем такой ценой приобрести.

Бывают и противоположные случаи: жена занимала более высокую ступеньку на общественной лестнице и высокомерно взирала на супруга, который хоть и вносил немалый вклад в общую кассу, но был, по ее мнению, ей не пара. Отношения обострились до крайности, и муж ушел, взяв в руки чемодан с немудрящим скарбом, оставив и жильё, и машину, и дачу жене и детям. Этот поступок, по юридическим нормам, вроде бы противозаконный, но человек вправе поступать благородней предписаний, и тут ему никто не указ, он не вправе только поступать бесчестно.

Вы спросите: отчего оба примера взяты с мужьями? Разве жены не попадают в подобные обстоятельства? Попадают и действуют аналогично. Особенно часто оказываются в положении эксплуатируемых и обираемых жены алкоголиков. При разводе суд, как правило, им присуждает большую часть имущества, так как при всем равенстве прав и обязанностей закон защищает интересы того супруга, с кем остаются дети.

Случается, отцы и доказывают, что могут справиться с обязанностями воспитателя ребенка не хуже матери. Но все преимущества по-прежнему остаются на стороне матери. Тема эта вол­нует общественность: действительно, сложившаяся практика вроде вступает в противоречие с Основным Законом, утверждающим абсолютное равенство мужчины и женщины. Кодекс о браке отнюдь не застывшая в непреложности глыба, он уже неоднократно изменялся под влиянием живой, подвижной практики нашего общества. Вполне может статься, что и эта проблема найдет свое юридическое разрешение.

Приведенные здесь примеры могут подвести к мысли, что Кодекс этот вступает в действие только тогда, когда на семью обрушивается беда. Скорей напротив, он присутствует неосязаемо во всех ответственных и справедливых наших действиях, но становится очевидным тогда, когда мы от него отклоняемся. Знание его необходимо и в профилактических целях. Печально видеть, как вполне взрослые и образованные люди обнаруживают невежество относительно норм поведения в своей повседневной жизнедеятельности. Был, к примеру, случай, когда муж отказал в материальной помощи жене, ставшей инвалидом. И на суде негодовал за то, что его обязали платить ей алименты: «Я, мол, не обязан ее вечно содержать, коли она потеряла трудоспособность не по моей вине. И вообще, я с ней развожусь». Но Закон есть Закон. И перед его лицом, как и перед лицом общественной морали, сей муж оказался в весьма плачевном виде. Потом он пытался оправдать свое поведение «юридической безграмотностью», да уже поздно: уронил свое человеческое достоинство.

Перед судом нередко предстают родители, вовлекшие своих детей в пьянство. И бывает странно слышать, как оправдываются в таких случаях виновные: мол, наши деды и отцы так поступали и никто их не осуждал. Разве родитель не хозяин своей семье и детям? И судьям приходится растолковывать азы социалистической морали и права человеку, который родился и вырос в социалистическом обществе, объяснять, что он живет не при домострое и в семье нет «хозяина», чья необузданная воля закон для домочадцев.

Родители отвечают по всей строгости закона за жестокое обращение с детьми, за то, что оставляют их без внимания и заботы, за то, что несовершеннолетние становятся преступниками. Беспечные и безответственные взрослые порой отказываются кормить и воспитывать свое потомство. Тогда они лишаются родительских прав. Государство забирает у них детей, помещает их в детские дома или передает на воспитание тем, кто достоин общественного доверия. А с нерадивых пап и мам взимаются алименты на содержание ребятишек. И уж, конечно, закон освобождает детей от обязанностей перед подобными родителями, когда те оказываются в нужде и состарятся.

Самыми частыми делами, с которыми члены семьи обращаются в суд, являются просьбы о расторжении брака.

Развод. Распад семьи. Катастрофа для семьи, для всего ее окружения. Масштаб этой драмы можно сравнить разве что со смертью близкого человека. Поскольку проблема разводов затрагивает немалую часть нашего населения, рассмотрим ее особо.