Семья в современном мире

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Прежде чем начать обстоятельный разговор о семье, стоит выяснить: отчего появился в школьном расписании предмет «Этика и психология семейной жизни», неведомый вашим предшественникам, и какую сферу знаний он представляет?

Родной язык, литература, математика со всеми ее разновидностями, естествознание со множеством ответвлений, история, иностранные языки — древнейшие и почтенные дисциплины. Их назначение известно: помочь молодому человеку овладеть основами знаний о современном производстве, науке, культуре, принять эстафету общественного прогресса из рук старших и понести ее дальше. Каждый из учебных предметов имеет за своей спиной богатый опыт и традиции в системе и методике обучения.

И вот среди них возник новичок, внешне не имеющий родства и связи ни с одним предметом, да еще и неведомо — необходимый ли человеку в будущем. И вообще, мыслимо ли в стенах школы, а не семьи учить жить семейным кругом?

Вы, старшеклассники, многие годы живете по законам семьи и изучаете «этику и психологию семейной жизни», что называется, с пеленок, с первого сознательного движения, улыбки, слова. Как относиться к родителям, изо дня в день вам твердят дома, в школе, книги, кино, радио. Как самим стать хорошими папами-мамами, мужем и женой? Да повторяй то, что делают окружающие добрые люди,— вот и вся наука. Учись, на старших глядя… Кстати, само слово «наука» в данном случае очень плотно смыкается со своим сородичем — «навык». Живут ведь честно, умно, светло иные пожилые мужчины и женщины, вовсе не обремененные образованием, не то что специальной подготовкой. Так отчего возникла необходимость вводить еще один учебный предмет в и без того перегруженную школьную программу, если его можно освоить без особых штудий, осмысливая свой опыт или просто копируя чужой? Вопрос, как видите, серьезный и закономерный.

ЗАЧЕМ? Надо признать, что такое недоумение высказывалось многими. Указывали на опыт предков, которые, мол, жили многие тысячи лет крепким домом. И семьи у них были устойчивей, неже­ли те, что нередко строятся нашими образованными современниками. Когда же стали обстоятельно анализировать историю российской семьи, оказалось, что предков как раз обучали этой науке, и обучали основательно, чтобы не сказать — с пристрастием.

Еще несколько десятилетий назад, ходили дети в школу или нет, они все должны были знать и исполнять правила жизни и поведения, диктуемые религией. А ее постулаты определяли, по сути, каждый шаг человека: когда и сколько работать, когда и как отдыхать, когда что есть: постную пищу или скоромную (скоромными называли мясные и жирные блюда); кто и кому в доме должен подчиняться («жена да убоится своего мужа», «чти отца своего и матерь свою»). Кроме религиозных законов и уложений, существовали и строго действовали выработанные веками народные обычаи и обряды, которые тоже регулировали поведение в семье. Они предписывали даже такие мелочи, как покрой сарафана; какой можно носить девице, какой — мужней жене; как причесывать волосы — заплетать в одну косу или в две, украшать лентой или прятать под платок, кичу. Все было предусмотрено. И упаси боже, появиться на людях с неубранной головой! Осудят, осмеют. А уж коротко остричь волосы — позор и наказание! Как глядеть на чужого человека, как отвечать старшим, когда и как смеяться или плакать — и это было оговорено.

Вспомните: Кабаниха в драме Островского «Гроза» отчитывала и срамила Катерину за то, что она «не кричит», не воет, провожая своего мужа, Тихона, в недолгую поездку.

Когда все это всплывает перед мысленным взором, невольно приходишь к убеждению: по сути наши предки только этой науке и учились постоянно.

Так, может, и впрямь, не изобретать заново велосипед, а воспользоваться добрым опытом предков и перенести их правила и нормы, очистив их предварительно от мистики и предрассудков, в нашу сегодняшнюю действительность? Нет, ничего из этого не выйдет. Весь уклад дореволюционной семьи подчинялся основным общественным принципам: как и само государство, его первичная ячейка — семья строилась по законам жесткой иерархии, безоговорочного подчинения силе, власти старшего в доме, подчинения женщины мужчине, детей — родительской воле, не имеющей предела («Моя дочь. Хочу — с кашей ем, хочу — масло пахтаю» — так ведь заявляли не только литературные герои, но и многие отцы в обыденной жизни), по законам, ставящим нередко имущественные, хозяйственные интересы выше сердечных, духовных. Свободную, бескорыстную, самодеятельную и добросердечную личность в подобных условиях взрастить сложно.

Сломав старую государственную машину, революция сломала и старый семейный уклад, древнейшее устройство человеческое. Создание новой семьи, становление новых правил, законов, обычаев — дело сложное и не скорое. По сути, мы все — участники небывалого социального эксперимента. А насколько он труден, можно судить по тому, что даже юридические, т. е. в основном имущественно-правовые, нормы семейных отношений менялись после революции четырежды! И это — на протяжении жизни одного поколения!

Наше государство ведет поиск во всех сферах общественной жизни. Первопроходцем оно оказалось и в семейной сфере. Философы-утописты в своих прожектах грядущего общества обычно рисовали картины быта коммунаров. При социализме действуют иные, чем в коммуне, нравственно-правовые принципы. К примеру, в социалистическом обществе сохраняется за семьей право на собственность, на движимое и недвижимое имущество, на личное хозяйство, сохраняется право наследования этого имущества. Одновременно наши моральные установки поощряют исключительно бескорыстные отношения, порицают приверженность к имуществу, к вещам и деньгам, что способствует подчинению материальных стремлений духовным.

Сама эта ситуация порождает порой конфликты, неведомые старой семье. Прежде накопитель добра почитался добрым семьянином и почтенным гражданином. Нынче — не то. Хотя добыто благополучие честным трудом, внутреннее беспокойство точит взрослых: вдруг вещи «испортят» домочадцев, отравят корыстью чистоту отношений. И молодым людям порой трудно решить: какую систему оценок и поведения избрать для подражания, коли рядом сосуществуют внешне благополучные, крепкие семьи, ориентированные на приобретательство, и неблагополучные, хотя и исповедующие бескорыстие и высокие духовные ценности.

Именно необходимость самостоятельного выбора молодыми людьми стиля и образа жизни заставляет воспитателей отказаться от традиционного обучения семейной науке методом прямого подражания старшим: «Делай, как я». Противопоказан и способ идти к знанию методом проб и ошибок. Слишком дорога плата за такое обучение и для общества, и для личности. Человеку требуется длительное время, для того чтобы разобраться, какой из множества вариантов общежития для него наиболее приемлем. А жизнь не стоит на месте, не ждет, пока каждый молодой человек или девушка сами откроют алгоритм успеха. И ошибочные решения, пробы не сотрешь, как меловые записи на школьной доске, не перепишешь наново. Все ошибки потянутся за человеком из его вчера в его дальнее завтра, станут болью и страданием не только для него самого, но и для всех людей, с кем он соприкоснется.

Если же заранее познакомить подростков, т. е. вас, с основами самых тесных сердечных, дружеских, семейных отношений, можно надеяться, что это снизит конфликтность, облегчит возможность взаимного понимания и сотрудничества. Конечно, ни один многомудрый ученый не сможет дать точный рецепт счастья, пригодный любому и каждому. Такими знаниями наука не располагает, да и вряд ли когда-нибудь будет располагать. Недаром говорят: любовь, семья — особый вид творчества. Творить себя и другого человека по законам добра, красоты и совести — высочайшее из искусств. Как и в любом виде творчества, здесь многое зависит от неповторимой сути и стати самого творца-художника.

Нас не удивляет, что искусству творить музыку, создавать стихи, живописные полотна учат в специальных заведениях. Так, наверное, можно и из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде или к успеху. И необходимо об этих закономерностях предупредить вас, юных, опираясь уже на опыт множества поколений, отраженный в истории, литературе, искусстве, наконец, в современных научных исследованиях и открытиях. Ведь человеческие отношения — огромная область знаний, до сей поры разобщенных по разным дисциплинам. Возможно, когда-нибудь эти знания объединятся под общей «крышей» науки — Человековедения. «…Я твердо уверен, что люди… начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку, которая теперь в загоне,— науку, как жить»,— мечтал Л. Н. Толстой, по сути, всю свою жизнь и разрабатывавший эту науку, но справедливо считавший, что человечество все еще находится у ее порога.

У вас, наверное, возникнет вопрос: отчего бы и не ввести пробный курс, обучения просто человеческим отношениям, а не семейным? Ведь большинство из вас пока не думают о собственной семье. Все помыслы ваши устремлены к благополучному завершению учения в школе, к поступлению в специальные училища, техникумы, институты. Как мне сказал один из моих юных слуша­телей:

— Вы бы нам рассказали, как конкурс в вузе выдержать, это нам сейчас куда важней и интересней, чем рассуждения о родительских обязанностях, которые еще то ли будут у нас, то ли нет, да и когда — неизвестно.

Мне пришлось вспомнить случай из собственного опыта. Поступив в университет, я дала своим близким обещание до его окончания не выходить замуж. Но… на втором курсе нарушила свое обещание, а на третьем стала мамой.

Нынешние молодые люди очень часто вступают в брак довольно рано. И вполне может так случиться: тот юноша, который сейчас убежден в ненадобности знаний о родительских обязанностях, неожиданно для себя станет папой и окажется совершенно неподготовленным. И еще, обучение основам семейных отношений потому важно именно в подростковом возрасте, что оно поможет ответить на глобальные вопросы: кто я? что я могу, что хочу? что должен? Поможет в какой-то мере определить и смысл и направление профессиональных интересов. И, наконец, третий аргумент за своевременность такого изучения: семейные отношения по существу «полигон» для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей. По справедливости можно сказать: именно семья дает универсальный опыт человеческого общения, если, конечно, к этому опыту относиться осознанно и от­ветственно. Так что можно с полным правом говорить, что будем мы с вами заниматься изучением законов человеческого общения, сотрудничества, общежития, будем учиться находить верный тон и лад в дружеских, деловых и сердечных связях.

Это — предварительный и краткий ответ на вопрос: зачем вам нужен этот предмет? Но вполне возможно, что и вас одолевают сомнения, как одолевали нас: ЧЕМУ учить? Ведь это — тоже задача не из легких. По сути, нужно будет животрепещущие человеческие чувства любви, дружбы, сострадания и прочие «поверить алгеброй» рассудка, холодной логикой, «распять сердце» на железных конструкциях разных графиков. А не превратит ли этот анализ юных поэтичных и беспечных Моцартов в бездушных Сальери, все умерщвляющих холодным расчетом? Ведь нынешнюю молодежь и без того нередко упрекают в том, что ее рационализм приглушает яркость чувств.

Сто крат блажен, кто предан вере,
Кто хладный ум угомонив,
Покоится в сердечной неге…
Но жалок тот, кто все предвидит,
Чья не кружится голова,
Кто все движенья, все слова
В их переводе ненавидит,
Чье сердце опыт остудил
И забываться запретил!

Так, словно предвидя наши сегодняшние дискуссии, высказал свой взгляд А. С. Пушкин в «Евгении Онегине». Но он же убеждает любимую героиню устами Онегина: «Учитесь властвовать собою… к беде неопытность ведет», т. е. призывал Татьяну «запретить себе забываться», иначе говоря — стать в разряд «жалких» логистов. В этих наставлениях пушкинской героине, пожалуй, и лежит ответ на вопрос: чему учить? Властвовать собой, чтобы разумно управлять обстоятельствами, не быть игрушкой в руках Случая, не быть щепкой в потоке жизни. В этом — важнейшая цель и задача нового учебного курса. Для самопознания вам придется приобрести более пространные и глубокие, чем теперь, сведения о собственной биологической, физиологической природе. Об особенностях высшей нервной и психической деятельности, о способах самоуправления, о воспитании воли, выдержки, культуры общения. А еще вам нужно запастись педагогическими знаниями, чтобы воздействовать не только на свой нрав и натуру, но и на характер своих родственников, детей. А еще нужно быть осведомленным о юридических основах семейных связей, о правах и обязанностях мужа и жены, отца-матери и их потомков. А еще нужно овладеть экономическими знаниями, чтобы вести разумно и грамотно хозяйственные дела.

А еще приобрести трудовые навыки и сноровку для исполнения множества бытовых обязанностей: домашнего пекаря и лекаря, портнихи и прачки. И так далее и тому подобное — надо, необхо­димо, обязательно. Возможно ли дать все эти знания, на,выки, умения на одном уроке? И одному педагогу, который подготовлен не по универсальной программе, а лишь по одному предмету?

Очевидно, здесь не обойтись без ваших встречных усилий. Вам придется принять на себя роль исследователей: ведь почти в каждой из наук рассыпаны крупицы полезных сведений о вас самих и об отношениях с себе подобными. К примеру, увлекается кто-то из вас историей, вполне возможно, что в поле его внимания попадут материалы и по истории семьи. Как она складывалась в разные периоды и при различных общественных устройствах, какие принципы и обычаи возникали и отмирали и вследствие каких объективных причин — разве это не достойные изучения проблемы?

Естественно, что история смыкается с обществоведением. На занятиях по этому предмету вы сможете проникнуть в глубь связей, которыми соединены между собой общество и его малая ячейка — семья, осмыслить меру и степень их взаимовлияния. Изучая законы диалектики, скажем, закон единства и борьбы противоположностей, вы сможете убедиться в том, что семейные и вообще человеческие отношения диалектичны в самой своей основе.

Само собой, что уроки Основ Советского государства и права помогут вам разобраться в государственных нормах и принципах, которые регулируют личные отношения: мужа и жены, родителей и детей, их материальные и моральные обязанности по отношению друг к другу.

Знания по физиологии и анатомии, наверное, помогут вникнуть в существо возрастных, половых, интеллектуальных и эмоциональных особенностей человека, позволят познакомиться с многообразием характеров, темпераментов с их типизацией. Изучая достижения современной генетики, любопытствующие могут проследить, как наследственность влияет на нашу судьбу, на формирование наших способностей и склонностей.

Вам, наверное, уже понятно, что ваше здоровье, состояние вашего организма во многом определит благополучие вашего супружества, повлияет на здоровье ваших детей. Значит, нужно будет по-новому отнестись к занятиям физкультурой: более усердно и ответственно. От этого может зависеть судьба будущей семьи и, как говорится, потомства «до седьмого колена».

Многие из вас увлекаются самодеятельным искусством, поют, рисуют, лепят, играют в спектаклях и ансамблях. Все эти занятия тоже не только вам самим важны и полезны. Ведь через несколько лет вам придется волей-неволей и петь, и рисовать, увлекая малыша или успокаивая его, убаюкивая. Придумывать и разыгрывать разные сценки. Эти полезнейшие умения помогут облагородить и украсить будни и праздники собственного дома.

А уроки труда и домоводства не будут восприниматься как отвлечение от важных занятий, если вы осознаете, что человек в такой мере свободен и зрел, в какой он может управиться без нянек, без обслуги и чужих рук, напротив, может быть полезен другим людям.

Немало неожиданных открытий вы сможете сделать, под новым углом зрения осмысливая литературные произведения. Ведь и раньше вам нередко доводилось примерять к собственным суждениям высказывания и поступки литературных героев. Когда же вы освоите законы психологии, выявите исторические и социальные закономерности в поведении личности, то вы сможете постичь тонкости и противоречия изображенных в художественном произведении персонажей, а тем самым глубже постичь скрытые механизмы своих желаний, стремлений, помыслов.

Стоит ли перечислять дальше? Ищущий истину всегда найдет возможность извлечь добрый пример и науку, в какую бы область знаний ни направлялся его живой интерес.

Обращение к семейной проблематике может влить новую струю и в вашу внеклассную работу. Устройство тематических вечеров, туристические походы вместе с родителями, «посиделки» с демонстрацией домашних увлечений, «хобби», на которые нынче все горазды, просмотр и обсуждение телепередач, кинофильмов и спектаклей, общение с людьми, имеющими не только богатый профессиональный, но и житейский опыт,— все это поможет вам в дальнейшем перешагнуть порог зрелости.

— Если мы станем на всех уроках отыскивать сведения по семейным и человеческим отношениям, для чего время тратить на спецкурс? — наверное, вам не терпится задать этот вопрос. Но скажите, можете ли вы с уверенностью утверждать, что способны из разрозненных сведений о физических, химических и биологических законах сделать заключения о законах природы вообще? Вряд ли. Так и здесь. Этот курс поможет синтезировать случайные и разрозненные знания и впечатления, которые вы добудете из множества источников. И поможет сопоставить их с собственным опытом.

Последний вопрос: КАК изучать? И он тоже не из легких, поскольку занятия зачастую будут касаться проблем спорных, не имеющих однозначного ответа. Чтобы соблюсти необходимую осмотрительность, тактичность на уроках, по-видимому, лучше не обсуждать ваше поведение и ваш образ мышления, тем более ваших родственников и родителей, а прибегать к примерам, по­черпнутым из книг, газет, фильмов. Во-первых, потому что в таком случае вы будете обсуждать явления, одинаково известные каждому, а не одному из вас. Во-вторых, некоторая отстраненность, анонимность примеров позволит исключить невольную обиду, возможность превратить обсуждение в выяснение личных отношений. Наша с вами цель: искать способы преодоления сил, разобщающих нас, но уж никак не разжигание розни.

И еще нужно условиться: знания, которые вы приобретаете на этих и других уроках, должны использоваться лишь во благо ближним, но никак не в укор тем, кто ими не располагает. Известны случаи, когда полезная наука оборачивалась злом.

Здесь будут рассматриваться вопросы изначально спорные, именуемые нередко «вечными», т. е. решаемые каждым поколением заново, в зависимости от условий бытия, от социальной и индивидуальной практики и опыта. Будем вместе искать решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы вместо категорического ответа.

Автор очень часто встречается с вашими сверстниками: школьниками, учащимися ПТУ, техникумов и студентами вузов. Их высказывания, их сомнения и возражения нашли отражение на этих страницах, служат своего рода выступлением от вашего имени, от имени полноправных соискателей истины, моих заинтересованных собеседников.

Итак, давайте соберемся с мыслями, сосредоточимся и не будем торопиться”. Обсуждать нам предстоит явления очень непростые. И самым трудным для восприятия (и, естественно, для изложения) окажется первый раздел, в котором надо одолеть такие сложнейшие понятия, как «личность», «семья», проанализировать их связи между собой и с обществом, в коем они существуют и действуют, т. е. осмыслить явления вроде бы и самые простые, очевидные. Но в жизни сплошь и рядом случается, что обыкновенные явления труднее всего постичь.