date30.07.2014 "Яды — вчера и сегодня" authorАвтор: И.Д. Гадаскина

В Мексике растет маленький серо-зеленый кактус без иголок с реповидпым корнем. Называют его «пейотл», что соответствует ацтекскому понятию «кактус, который позволяет видеть привидение». По старинным преданиям, кактус оставлен следами волшебного оленя. Когда пьют напиток, изготовленный из пейотла и носящий то же название, испытывают жажду, и боги посылают дождь на землю. Раз в году, в октябре, специальным людям, которые до этого выполняли ряд культовых требований, поручали срезать верхнюю часть растения, не тревожа корня. В древней Мексике напиток, изготовленный из этого кактуса, употребляли, как у нас вино, для поднятия настроения и веселья. Во время праздников, когда в течение всей ночи сменялись песня и пляски, люди не уставали, так как могли вкусить это тонизирующее средство, приготовленное в больших чашах для всех участников праздника.

Первое описание употребления пейотла индейцами приведено в книге «Общая история Новой Испании» францисканского монаха Бернардина де Саагуна (1546 г.), большого знатока доколумбовой истории Мексики. Он пишет, что пейотл «вызывает у тех, которые едят или пьют его, ужасные или смешные видения». Франсиско Гернандес, лейб-врач испанского короля Филиппа II (1556—1598), назвал этот кактус «дьявольским корнем» и так отозвался о его действии: «Этому корню приписывают удивительное действие, если этому можно верить. Тот, кто его принимает, приобретает божественную способность предсказывать будущее». Католическая церковь настолько боялась действия этого снадобья, что на исповеди даже ввела специальный вопрос: «Пил ли ты или давал другим пить пейотл, чтобы раскрывать секреты или находить утерянную или украденную вещь?» (V. A. Peko, 1938).

После распространения христианства индейцы стали связывать магическую силу пейотла с учением церкви, и верующий индеец при виде пейотла даже осенял себя крестным знаменем. В настоящее время, в связи со страхом, который внушали первые миссионеры индейцам за их пристрастие к «магическим средствам», а может быть, даже в большей степени в силу дешевизны вина, этот напиток почти вышел из употребления, хотя в далеких горных местностях индейцы от него не отказались. Так, Мариатеги (1959 г.) в северной части Перу наблюдал индейцев с явными изменениями психики (слабость и вялость восприятий, равнодушие к окружающему), вызванными постоянным употреблением пейотла.

Из этого кактуса выделено несколько соединений, обладающих разным фармакологическим действием. Лео Левин и другие исследователи Берлинского ботанического сада в 1886 г. выделили из кактуса алкалоид мескалин, содержание которого в растении составляет около 6%. Синтез мескалина был осуществлен в 1919г. Шпатом и усовершенствован в 1951 г. Беннингтоном и Мореном. Мескалин (3,4,5-триметоксифенилэтиламин) входит в группу галлюциногенов и вызывает, в зависимости от дозы, окрашенные видения, раздвоение личности, потерю сознания, головную боль, головокружение и рвоту. По современной классификации, его относят к психотомиметикам, в дозе 5—10 миллиграммов на килограмм массы тела дающим картину «модельного психоза», который продолжается 10— 12 часов.

Синтезированный и выделен пый из растения препараты действуют одинаково. В пейотле найден еще ангалонин, вызывающий ощущение шума в голове и необычайное действие на психику: по словам экспериментатора, возникает ощущение нового мира и радостное отношение к собственному бытию. По-видимому, в растении содержится еще анаметин, приводящий к покраснению лица, ощущению жара и тяжести в затылке. Вероятно, этим перечнем не исчерпываются соединения, находящиеся в этом удивительном растении.