История борьбы с алкоголизмом

date31.07.2014 Статьи, обзоры

Общество рано осознало вред алкоголизма для здоровья и столь же рано началась борьба с ним. За мноро столетий до нашей эры в Китае, Древнем Египте, Древней Греции предусматривались наказания за пьянство. Пьяниц подвергали публичному осмеянию, телесным наказаниям и даже смертной казни. Запрет или ограничение употребления спиртных напитков входит в религиозные нормы. Пьянство запрещалось буддизмом и конфуцианством. Согласно канонам иудаизма алкоголь мог употребляться в небольших количествах лишь в дни определенных религиозных праздников. Пьянство осуждалось и христианской религией. Церковь боролась с чрезмерным употреблением вина не только путем письменных поучений и устных проповедей, но и средствами изобразительного искусства. В церкви Троицы в Никитниках (памятник архитектуры XVII в. в Москве) есть фреска «Брак в Кане Галилейской». В центре — жених за свадебным столом. Жениху подносят кубок с вином, а он жестом отвергает подношение. Невеста изображена со скрещенными руками, опущенными книзу перед посудой, что означает ее абсолютный отказ от питья. Запрещение пьянства проникает и в законодательство. «Домострой» XVII в. предписывает «невестке вина не любить и не давать пьянствовать домочадцам».

Негативное отношение общества к злоупотреблению спиртными напитками нашло свое отражение в эпосе, в художественной литературе. У Гомера Одиссей вырывается на свободу со своими спутниками и лишает зрения Полифема благодаря тому, что циклоп соблазняется вином и напивается допьяна. В памятниках русской литературы XVII в. дается образное описание пьяницы: «Начнеть без ума ходити, и, встав он с похмеля, не может, на постели своей стонет, и глава болит, и очи его света не видят, и руки его дрожат, и на душе его мутитца, и делать ничего не хочет, и ничто ему доброе на ум не идет, толко душа его жадает, как бы напитися. Пьянство ум отнимает, рукоделия портит, прибыли теряет; пьянство же от жен мужей отлучает, а жен от мужей; пьянство ноги отнимает; пьянство в бездонную беду человека вводит…»

Однако ни религиозная пропаганда, ни публицистика не смогли противостоять финансовым интересам частных лиц или государства: производство и продажа спиртных напитков расширялись. В России казенная монополия на продажу вина существовала со времен Бориса Годунова до конца XVIII в. После разрешения частной продажи спиртных напитков в конце XIX в. вновь вводится казенная монополия на торговлю водкой. Доходы от ее продажи составляли важную часть бюджетных поступлений правительства.

Постепенное познание сущности алкоголизма и его причин показало, что наиболее распространенные до XIX в. запретительные меры как форма борьбы с пьянством не принесли и не могли принести большого успеха. Новые формы борьбы с пьянством и алкоголизмом на основе широкого привлечения общественности появились в начале XIX столетия. К ним относится возникновение обществ трезвости, которые впервые были основаны в Англии и Северной Америке. Общества с самого начала попали под влияние духовенства, и пропаганда воздержания от употребления спиртных напитков носила религиозный характер. Деятельность обществ трезвости проявлялась главным образом в форме митингов и шествий. Успех этих первых обществ был весьма незначителен.

В конце первой трети XIX в. противоалкогольное движение началось во всей Европе. Общества трезвости появляются в большинстве стран, возникают полурелигиозные «ордена» («Синей Ленты», «Синего Креста» и др.), основной задачей которых была борьба с алкоголизмом. В союзы трезвенников объединялись учителя, врачи, ученики высших школ, священники. Однако призывы к полному воздержанию от употребления всех спиртных напитков широкого отклика не получили: продажа водки к началу XX в. увеличилась повсеместно. Тем не менее противоалкогольное движение в XIX в. сыграло положительную роль.

Стало ясно, что физиологическое действие алкоголя изучено совершенно недостаточно, что алкоголизм — не только личное несчастье, но и социальная болезнь. Окрепшее рабочее движение начинает связывать вопросы борьбы с алкоголизмом, так же как и борьбы с туберкулезом и венерическими болезнями, с общими вопросами борьбы с капитализмом. Под влиянием рабочих партий в ряде стран Европы принимается законодательство, направленное на запрещение напитков, считающихся наиболее опасными, ограничение числа кабаков, ограничение или ликвидацию привилегий производителям алкогольных напитков. В разных странах принимаются законы о полном запрете производства и продажи спиртных напитков («сухие законы»). «Сухие законы» действовали в Исландии, Норвегии, Соединенных, Штатах в первой трети XX в. Однако попытки организовать борьбу с алкоголизмом законодательным путем успехом не увенчались. Самогоноварение, контрабанда, спекуляция свели на нет ограничения, предусмотренные законом.

В России стихийное движение за трезвость отмечается в середине XIX в. В селах и деревнях, на фабриках и заводах возникают неофициальные общества трезвости. К 1900 г. действовало 15 городских, 10 фабричных и 140 церковно-приходских обществ в сельских местностях. Лишенные поддержки царского правительства, эти общества быстро распадались.

Рост алкоголизма среди населения вызывал тревогу у прогрессивно настроенной русской интеллигенции. В 1898 г. при «Русском обществе охранения народного здравия» для борьбы с алкоголизмом была организована специальная комиссия в составе врачей, юристов, общественных деятелей. Результаты своих исследований и предложения комиссия представила правительству. В них, в частности, указывалось, что распространению алкоголизма среди отдельных групп населения способствуют экономические условия их жизни: плохие условия труда и низкая зарплата, плохая пища, нездоровые жилищные условия, недовольство личным, гражданским и политическим положением. Понятно, что царское правительство не могло и не хотело улучшить положение трудящихся и не проявило к предложениям комиссии никакого интереса.

В наше время актуальность борьбы с алкоголизмом не только не уменьшилась, но, напротив, значительно возросла. Всемирная организация здравоохранения рассматривает алкоголизм как проблему общественного здравоохранения, имеющую глобальный характер и призывает все страны усилить борьбу с этим явлением.

В разных странах приняты законодательные акты, регулирующие производство спиртных напитков и торговлю ими. Так, в Финляндии, Норвегии и Швеции государство частично или полностью монополизировало производство и распределение алкоголя. Доход от продажи спиртных напитков в Финляндии поступает в фонды социального обеспечения и бюджет местных властей. Эти деньги расходуются на пропаганду трезвого образа жизни и оказание помощи лицам, страдающим алкоголизмом и их семьям. Производство спиртных напитков и торговля ими контролируется Министерством социальных дел.

В Норвегии существует Государственный совет трезвости. Совет координирует деятельность аналогичных муниципальных советов. Продажа алкоголя также монополизирована, а прибыли от нее направляются на социальное развитие и в фонд трезвости. В Швеции спиртные напитки разрешается продавать только в пунктах, принадлежащих государственной компании торговли. Очень большое внимание в скандинавских странах уделяется антиалкогольному воспитанию молодежи, пропаганде идей трезвости в школе и среди представителей таких профессий, как водители транспорта. Это дает известные результаты: в Норвегии каждый шестой житель состоит членом общества трезвости, в Швеции — каждый восемнадцатый. Во многих странах существуют ограничения для продажи алкогольных напитков определенным категориям лиц: находящимся в состоянии опьянения, состоящим на социальном, обеспечении, занесенным в список злоупотребляющих. Активная пропаганда идей трезвости проводится в Нидерландах. В Соединенных Штатах Америки, где алкоголизм стал острой социальной проблемой, существуют различные федеральные программы и программы штатов по оказанию медицинской помощи больным, пропаганде трезвости, поддержке частных антиалкогольных организаций и т. п.

Таким образом, меры, принимаемые в разных странах по борьбе с алкоголизмом, сводятся главным образом к ограничению потребления спиртных напитков или их производства и продажи. Специалисты считают, что даже малые ограничения, касающиеся производства различных напитков, расположения и типа рынков сбыта, часов торговли и т. п. оказывают существенное влияние на уровень потребления алкоголя.

В СССР борьба с злоупотреблением спиртными напитками началась практически сразу после установления Советской власти.

Совет Народных Комиссаров РСФСР 19 декабря 1919 г. принял постановление «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спи’ртсодержащих веществ». Это постановление предусматривало строгие меры наказания за самогоноварение, покупку и продажу самогона. Борьба за трезвость как политическая линия партии нашла отражение в Программе РКП (б), принятой на VIII съезде в 1919 году. В. И. Ленин решительно выступал против пьянства, против попы ток получения,прибылей за счет продажи спиртных напитков. В печати того времени борьба за трезвый и здоровый образ жизни приравнивалась по своей значимости к борьбе с белыми в эпоху гражданской войны, к борьбе с разрухой, с классовым врагом.

Большую роль в организации и развитии противоалкогольного движения в нашей стране сыграло создание в 1928 г. «Всесоюзного общества по борьбе с алкоголизмом». В состав организационного комитета общества вошли такие известные врачи и ученые, как Н. А. Семашко, В. А. Обух, А. Н. Бах, деятели партии и правительства Н. И. Подвойский, Е. М. Ярославский, писатели Д. Бедный, Вс. Иванов и др. Общество считало одной из своих важнейших задач содействие проведению в жизнь советских законов по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

В комплексе мер по искоренению злоупотребления алкоголем в нашей стране важное место занимает деятельность административных и правоохранительных органов.