Противоалкогольная работа в школе

date31.07.2014 Статьи, обзоры

Эта работа состоит из нескольких направлений. 1. Демонстрация и разъяснение школьникам гигиенических и нравственных аспектов вреда употребления спиртных напитков. Выработка у детей отрицательных алкогольных установок. 2. Разъяснение причин возникновения влечения к алкоголю, раскрытие сущности алкоголизма как болезни и картины его ранних проявлений. 3. Характеристика социально-экономических, морально-этических последствий пьянства и алкоголизма, последствий злоупотребления алкоголем для физического и психического здоровья.

Средства антиалкогольной пропаганды в школе включают циклы лекций и бесед, конференции, показ кинофильмов, наглядные пособия — плакаты, выставки, стенные газеты, «окна сатиры». Циклы лекций являются одним из наиболее эффективных средств пропаганды, поскольку дают учащимся систему знаний о свойствах алкоголя, о возможности формирования алкоголизма в результате злоупотребления им, о мерах борьбы с этими явлениями. Выступления врача, учителя, юриста перед школьной аудиторией всегда вызывают интерес, особенно если разбираются конкретные примеры из местной жизни.

Диспуты помогают выбрать правильную позицию в борьбе с пьянством. При организации диспутов желательно заранее подготовить несколько будущих его участников для выступлений.

Постоянно должны использоваться другие средства антиалкогольной пропаганды — тематические вечера, санитарные бюллетени, листовки и пр.

При работе с разными возрастными группами необходимо применять различные средства пропаганды. При работе с младшими школьниками следует учитывать, что для них характерны конкретнообразное мышление, невысокая способность к концентрации внимания, наглядно-образный характер памяти, яркая эмоциональная окраска воспринимаемой информации. Текстовой материал в этом возрасте воспринимается с трудом. Поэтому при разработке средств обучения и воспитания для младших школьников надо отдавать предпочтение наглядным материалам, слайдам, видеофильмам. Задачей этих средств является воспитание у младших школьников отрицательного отношения к алкоголю в самом общем виде без излишней детализации и аргументации.

Задача антиалкогольного воспитания школьников среднего возраста — дальнейшее закрепление отрицательного отношения к алкоголю путем расширения и углубления знаний о его свойствах, действии на организм, возможных последствиях употребления алкоголя. Здесь можно опираться на знания школьников, полученные ими на уроках анатомии и физиологии человека, химии и других предметов школьной программы.

В старшем школьном возрасте информация должна быть хорошо аргументирована.

В противоалкогольном воспитании позитивный результат достигается только с помощью комплекса средств, который мог бы дать полную объективную информацию и одновременно повлиять на эмоциональную сферу.

К числу основных принципов, на которых должна базироваться антиалкогольная работа в школе, относятся следующие.
1. Раннее начало антиалкогольной ориентации школьников.
2. Целенаправленность и преемственность в проведении антиалкогольного воспитания и антиалкогольной пропаганды.
3. Планирование антиалкогольной работы в школе в соответствии с фазами и стадиями формирования у детей установок в отношении употребления алкоголя.
4. Учет психологических особенностей разных возрастных групп учащихся.
5. Организация полноценного досуга и повышение общественной активности учащихся.
6. Комплексный подход к противоалкогольной работе.
7. Личное участие старшеклассников в противоалкогольной работе.
8. Повышение роли школьной комсомольской организации в противоалкогольной работе.

Таким образом, антиалкогольная пропаганда должна быть ориентирована не столько на демонстрацию отрицательных последствий употребления алкоголя, сколько на формирование здоровых психологических установок, т.е. убедительно показать, что трезвый образ жизни превосходит образ жизни злоупотребляющих алкоголем людей.