Возможные пути коррекции

date31.07.2014 Статьи, обзоры

Даже здоровый ребенок, оказавшись в алкогольной семье, проявит отклонения в состоянии своего психического здоровья. Ребенок с психофизической слабостью обязательно даст отклонения психики — вплоть до психопатического развития. Он становится груб и дерзок, поведение приобретает характер протестного, он отказывается учиться, убегает из дома.

Чем сохраннее личность, тем тяжелее она воспринимает психотравмирующие факторы. Таким образом, ребенок из семьи алкоголика находится в ловушке, из которой выбраться невозможно: если у него нет тяжелой степени поражения, то, при средней и легкой он крайне подвержен психотравмам, исходящим из ситуации. И результат при всех возможных вариантах оказывается плохим. Во многих случаях, к сожалению, помещение ребенка из алкогольной семьи в детский дом или интернат оказывается наилучшим решением.

В обратной зависимости находятся не только тяжесть поражения потомства алкоголиков и его подверженность психотравмам. Такая же зависимость имеет место между тяжестью поражения -и подверженностью воспитательному воздействию: чем меньше тяжесть поражения, тем более податлив ребенок педагогическому влиянию.

Во многих случаях госпитализации в психиатрические подростковые стационары состояние ребенка врачами оценивается скорее как результат педагогической запущенности, нежели как следствие объективной психической недостаточности. Эти дети, не имея необходимого ухода и надзора в семье, оказывались и вне внимания учителей. Неорганизованные и внешне, и внутренне за счет слабости воли, они отставали в учебе даже в начальных классах, где вполне могли бы успевать. С возрастанием интеллектуальных нагрузок, не получая помощи, они окончательно отставали от программы к 5—6 классу, теряли интерес к учебе. Иногда появлялось отвращение даже к учебе, а к успевающим одноклассникам — ненависть. Их податливость, послушание использовались не учителями, а дурными сверстниками. Поведение становилось девиантным, отклоняющимся от общих норм. Направление в психиатрическую больницу давалось уже спустя 2—3 года после постановки на учет в детскую комнату милиции.

Врачебный опрос родителей, педагогов, самого ребенка показывает в этих случаях достаточно однотипную картину. Пренебрежение, невнимание взрослых к первым признакам отставания и к выбору друзей, бесконтрольность поведения, первые правонарушения. Постановка на учет в милиции происходит с запозданием, тогда, когда подросток уже сжился с асоциальными сверстниками, когда полностью сформировались порочные навыки.

Эти случаи, такие легкие для своевременного воспитания, доводятся до состояния, в котором и медицинское воздействие зачастую оказывается нерезультативным. Можно лечить расстройства психики. Но какие медикаменты изменят образ жизни? Результаты воздействия и педагогического, и врачебного малоэффективны, так как ребенок возвращается и остается в прежней среде, в прежней ситуации, которые обусловили расстройство. Та же семья и те же педагоги, не имеющие влияния, тот же, ставший чужим класс и та же — это теперь главное — неблагополучная компания.

Медицинская помощь не дает эффекта при тяжелых степенях поражения потомства алкоголиков. Хирургически можно устранить некоторые морфологические, анатомические дефекты. Неврологически — улучшить двигательные функции, облегчить в меру возможностей созревание функций, отстающих в развитии. Психиатрически — восстановить равновесное эмоциональное состояние, снять психомоторное возбуждение. Все это в значительной степени упорядочивает поведение ребенка, облегчает уход за ним и обучение самообслуживанию, простым навыкам, в том числе трудовым. Однако больной с тяжелыми расстройствами физического и психического здоровья остается в течение своей жизни на социальном обеспечении.

При средней степени поражения медицинская и педагогическая помощь, при условии раннего начала, достаточно эффективны. Но необходимы оба вида воздействия, так как одни педагогические усилия нерезультативны. Ребенок должен постоянно получать лечение и находиться под врачебным наблюдением. При такой усиленной помощи он может получить среднее профессиональное образование, стать полезным членом общества.

При легкой степени поражения на первый план выступает необходимость педагогического воздействия. Потребность в медицинской помощи возникает периодически, при декомпенсации психофизического состояния. Иногда, при благоприятных условиях, щадящей обстановке нужды в медицинском вмешательстве не возникает.

Однако соблюдение щадящего режима, тщательное поддержание здоровья (прежде всего психического) обязательны таким людям в течение всей их жизни. Психическое здоровье потомства алкоголиков страдает в большей мере, нежели здоровье физическое, из-за того, что алкоголь прежде всего поражает нервную (мозговую) деятельность и самого пьющего, и рожденных им детей. Психическое здоровье — условие здоровья физического. Люди скорее и чаще замечают телесное нездоровье, нежели психическую недостаточность, психическую слабость. Обычно психические нарушения трактуются как пороки характера. Например, вспыльчивость, злобность нередко бывают симптомами органического поражения мозга (существует много форм такого поражения), лень, безынициативность — симптомами астении, депрессии, конфликтность — психопатии. Разумеется, среда, окружающие (семья, педагоги) должны корригировать неправильное поведение. Но во многих подобных случаях более результативной будет помощь медицинская.

Важная роль психического здоровья показана во многих исследованиях. Так, английский ученый G. Vaillar (1979) спустя 30 лет обследовал 185 мужчин, психическое здоровье которых оценивалось в годы их студенчества. Из тех 59 человек, которые имели хорошее психическое здоровье, ко времени повторного обследования умерло 2. При слабом психическом здоровье из 48 человек тяжело заболели и умерли 18. Таким образом, хорошее психическое здоровье замедляет начало физических расстройств.

Между вышеизложенными данными о биохимических, морфологических изменениях эмбриона и плода под влиянием алкоголя и теми трудностями, которые ожидают педагогов в работе с детьми из алкогольных семей, нельзя, разумеется, проводить прямую связь. Нарушение формирования тканей и их функций, нарушение взаимодействия систем организма приводит к рождению слабого, с пороками или отставанием в развитии, ребенка. Очень часто это положение осложняется неблагоприятной ситуацией в семье. Болезненный физически и психически ребенок с трудом переносит (или не переносит и погибает) внешнесредовые нагрузки. То, что может здоровый ребенок, от больного — требует усилий.

Психическая слабость проявляется не только в малой выносливости к психическим нагрузкам. Психическое здоровье — состояние гармоничных отношений индивида с самим собой и обществом, средой и способность испытывать чувство довольства от жизни. Из содержания этого раздела следует, в частности, что такой критерий психического здоровья, как гармоничное отношение со средой, у детей из алкогольных семей отсутствует. Отношение со средой — это и взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, с педагогами. Поэтому то, что не может больной ребенок, должны возместить ему встречным движением здоровые взрослые. Чем меньше ребенок получает в семье, тем больше он нуждается в нашем участии. Не только лечение, но и любовь, и забота, и помощь — все это повысит уровень его психического здоровья — гармоничные отношения с самим собой и обществом, чувство довольства от жизни. В такой работе с больными детьми гуманный долг каждого человека, а для врачей и учителей — и профессиональный.

Таким образом, у ребенка, испытавшего действие алкоголя во внутриутробном периоде развития, наблюдаются серьезные расстройства физического и психического здоровья. Эти расстройства могут усугубиться, если после рождения он попадает в алкогольную среду.