Профилактику заболеваний сердца и сосудов необходимо начинать с детства

date19.08.2014 О сердце

Проведение профилактических мероприятий, несомненно, окажет положительное влияние, снизив распространенность заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Однако больший эффект даст предупреждение развития этих факторов риска в детском и подростковом возрасте. Именно в этом возрасте развиваются привычки избыточного и нерационального питания. Преобладание в рационе детей углеводов и жиров приводит к тому, что в возрасте от 6 до 10 лет каждый 4-й ребенок получает на 5—15% калорий больше, чем ему необ­ходимо. Такой характер питания не проходит бесследно и при наличии низкой физической активности приводит к развитию ожирения у 10—15% детей.

Роль алиментарного фактора в развитии избыточной массы тела у детей бесспорна, но следует подчеркнуть, что условия для этого начинают создаваться еще до рождения ребенка. Жировая ткань человека, ее количественный клеточный состав формируется главным образом с 30-й недели беременности матери до первого года жизни ребенка. Именно в это время жировая ткань наиболее чувствительна к поступлению питательных веществ. При избыточном питании значительно увеличиваются число и размеры жировых клеток, а при его ограничении их размножение тормозится. Из этого невольно напрашивается вывод, что у детей, имевших избыточную массу тела в течение первого года жизни, риск развития ожирения во взрослом состоянии неизмеримо выше, чем у детей с нормальной массой тела. Подтверждают это данные американских исследователей, согласно которым дети, имевшие к первому полугодию жизни избыток массы тела на 90%, в зрелом возрасте страдали ожирением в 2 раза чаще, чем дети с нормальной массой тела в течение первого полугодия жизни.

Лечение ожирения у взрослых, имевших в детстве избыточную массу тела, является довольно трудной задачей. Объясняется это тем, что с помощью диетических мероприятий мы можем лишь снизить содержание жира в каждой жировой клетке, но не уменьшить их количество. Поэтому становится очевидным, что наибольшего эффекта от мер по борьбе с ожирением можно ожидать только при проведении их в детском возрасте.

Воспитание у детей культуры питания — задача невыполнимая, если родители придерживаются мнения о том, что чем больше ребенок ест, тем крепче и здоровее он станет. Поэтому родителям совершенно необходимо знать научные советы рационального питания.

Детям лучше питаться 4—5 раз в сутки, небольшими порциями. При составлении рационов питания необходимо уменьшить количество животных жиров, содержащих много холестерина, и увеличить потребление растительных жиров. Сливочное масло целесообразно заменить растительным или маргарином с высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот. Поскольку растительные масла уменьшают содержание холестерина в крови, их необходимо шире использовать при приготовлении салатов и специальной обработке пищи.

Следует отдавать предпочтение птице, рыбе, молочным продуктам с невысоким содержанием жиров.

Большинство родителей совершенно правильно заботятся о гом, чтобы их дети употребляли больше свежих овощей, фруктов и различных соков. Но при этом они не придают должного внимания настойчивым призывам медиков ограничивать количество поваренной соли, сахара, кондитерских и мучных изделий. Особенно строгая умеренность в еде должна рекомендоваться детям, которые уже имеют избыточную массу. Трудно рассчитывать на легкий отказ ребенка от употребления любимых блюд и сладостей, если у других членов семьи они пользуются популярностью. Только постепенное и незаметное удаление из рациона ребенка высококалорийных блюд позволит избежать ситуации, когда ребенок будет чувствовать себя обделенным.

При выборе диеты родителям ребенка, страдающего ожирением, необходимо посоветоваться с врачом. Он поможет составить меню, которое наиболее легко осуществлять, учитывая сложившиеся привычки семьи и, прежде всего, вкусы самого ребенка. В дальнейшем, при соблюдении диетических рекомендаций, необходим регулярный осмотр ребенка врачом, поскольку быстрое похудание может отрицательно сказаться на состоянии его здоровья.

Борьба с ожирением у детей, помимо выполнения диетических рекомендаций, должна включать повышение двигательной активности. Эффективность физических упражнений будет выше в тех случаях, когда, наряду с «хорошим» аппетитом большую роль в развитии ожирения имеет низкая физическая активность. Они тесно связаны между собой, поскольку много двигаться детям с большой массой тела значительно труднее чем их здоровым сверстникам. Отказ от участия в коллективных подвижных играх нередко способствует развитию у полного ребенка замкнутости и отчужденности, уменьшает уверенность в своих силах.

Следует помнить, что привычка заниматься физическими упражнениями также формируется в детском и подростковом возрасте. Сразу после рождения ребенка двигательная активность является мощнейшим стимулятором роста и развития всех систем организма. Именно движение в первые месяцы жизни выражает эмоциональное и физическое состояние ребенка.

В дошкольном и школьном возрасте потребность двигаться проявляется первоначально в детских, а затем спортивных играх. Во время игр дети приобретают много полезных навыков. В дет­ском и подростковом возрасте игры вырабатывают у ребенка такие ценные качества, как физическая и психическая устойчивость, быстрота, ловкость, гибкость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность. Очень верно определил значение игр для ребенка Лесгафт, сказавший, что игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни.

Если в дошкольном возрасте большинство детей двигаются достаточно много, то с началом обучения в школе положение заметно меняется. Физически активными, к 10-му классу остаются лишь 20-30% мальчиков и только 10% девочек. Немалая «заслуга» в этом принадлежит родителям, которые недооценивают роль лечебной физкультуры у ослабленных и часто болеющих детей. Они оберегают их не только от повседневных физических нагрузок дома, но стремятся освободить и от уроков физкультуры в школе. От такой «заботы» вряд ли можно ожидать укрепления здо­ровья будущего поколения. Всем родителям следовало бы знать слова, которые были высечены на огромной скале в древней Элладе: «Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегаи, хочешь быть умным – бегай».

Уменьшение физической активности у школьников происходит на фоне постоянного роста нервно-психического напряжения. Подросток находится в условиях нарастающего потока разнообразной информации. Увеличиваются и усложняются учебные программы, педагоги и родители стремятся, чтобы дети приобрели как можно больше современных знаний, забывая что возможности детей не безграничны. При этом возникают условия для развития невротических реакций, нередко сопровождающихся сердечно-сосудистыми расстройствами. Значительно чаще они встречаются у подростков, не получивших в детстве достаточного физического воспитания, выросших в «тепличных» условиях. Следует помнить, что на нервную систему это оказывает такое же отрицательное воздействие, как и воспитание в страхе, запретах, постоянном нервном напряжении.

Опыт многих поколений людей свидетельствует о том, что только физически закаленный организм с уравновешенной нервной системой способен наилучшим образом приспосабливаться к непрерывно изменяющимся условиям внешней среды. Естественно, что выработка таких качеств более возможна в детском возрасте.

Практически с первых недель жизни ребенок должен ежедневно заниматься гимнастикой. Родителям следует предоставлять ему больше возможностей для выполнения разнообразных дви­жений. Поначалу они включают размахивание ручками и ножками, сгибание и выпрямление им своего тела. Развитию мышц плечевого пояса, шеи и спины способствует выкладывание ребенка на животик. Все эти упражнения подготавливают ребенка к сидению и ходьбе.

С момента, когда ребенок начинает ходить, а вскоре и бегать, двигательная активность оказывает чрезвычайно мощное влияние на развитие его нервной системы. Комплексы гимнастических упражнений для детей первых лет жизни должны включать разнообразные движения. Они не являются утомительными для ребенка, а их выполнение в определенном ритме доставляет ему большое удовольствие. Наиболее подходящие упражнения для ребенка раннего детского возраста вам помогут выбрать и обучать технике их проведения в детской поликлинике.

Для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) наиболее доступными и полезными являются подвижные игры, а также утренняя гигиеническая гимнастика. Большое значение для физи­ческого развития детей этого возраста имеет плавание, обладающее также мощным закаливающим действием. В зимнее время года наиболее полезны для ребенка лыжные прогулки. В возра­сте 4 — 6 лет дети без особого труда могут преодолевать на лыжах расстояние в 500 — 700 м. Благоприятное влияние на физическое развитие ребенка оказывает езда на велосипеде, во время которой он может самостоятельно регулировать уровень и интенсивность физической нагрузки. Физические упражнения в этом возрасте не должны быть направлены на развитие силы и выносливости. Нужно избегать упражнений, способствующих растягиванию связок суставов.

Увеличение двигательной активности школьного возраста происходит за счет как нарастания интенсивности и сложности движений во время различных подвижных игр, так и увеличения их продолжительности. Спортивные игры требуют от ребенка повышенной физической нагрузки. Поэтому, перед тем как ребенок начнет заниматься спортом, необходимо согласовать с врачом вид и уровень нагрузок.

Не следует ради высоких результатов с детских лет заниматься только одним каким-либо видом спорта. Это не способствует разносторонней физической подготовке, а, наоборот, приводит к развитию в основном определенных мышечных групп.

Таким образом, приобщение детей к физической культуре с самого раннего возраста окажет на организм мощное оздоровительное воздействие и явится важным фактором предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний.

В настоящее время доказано, что истоки гипертонической болезни также берут начало в детском и подростковом возрасте. Повышение артериального давления регистрируется у 6—12% подростков, причем почти у половины из них оно остается повышенным при пятилетнем и более длительном наблюдении. Выявление артериальной гипертензии у детей еще не означает, что все они в дальнейшем будут иметь высокое артериальное давление. Но у этих детей возможность сохранения гипертензии очень велика. У взрослых, имевших в детстве повышенный уровень артериального давления, гипертоническая болезнь развивается в 4 раза чаще.

Мероприятия по борьбе с артериальной гипертензией у детей и подростков существенно не отличаются от таковых у взрослых. Они должны включать комплекс рекомендаций, направленных на профилактику или ликвидацию избыточной массы тела и нормализацию режима дня. Совершенно необходимым является ограничение приема с пищей поваренной соли и увеличение в рацио­не продуктов, содержащих соли калия. Организация рационального сочетания труда и отдыха должна предусматривать сон не менее 9 часов, ежедневное выполнение умеренных физических уп­ражнений. Заниматься спортом могут подростки с невысокими и непродолжительными подъемами артериальною давления, но в этом случае необходим строгий врачебный контроль с обяза­тельным измерением артериального давления.

При стойком повышении артериального давления, сопровождающегося ухудшением самочувствия, выбор медикаментозной терапии осуществляется участковым врачом или специалистом-кардиологом.

Одной из вреднейших привычек, которая чаще формируется в детском и подростковом возрасте, является курение. Курить дети начинают чрезвычайно рано — в 6—11 лет. В возрасте 15 лет курит уже около 30% мальчиков и 10% девочек, а к 18 годам число курящих мальчиков возрастает до 45 %, а девочек — до 22 %. Это чрезвычайно опасная тенденция, если учесть, что число курящих девочек во всем мире с каждым годом увеличивается. Фундамент здоровья у взрослых людей закладывается в детском и подростковом возрасте. Только ясное понимание этого позволит предупредить развитие у ребенка многих вредных привычек, которые способствуют развитию факторов риска. Речь идет о формировании у подрастающего поколения здорового образа жизни. И главная ответственность в этом лежит на семье, поскольку пример родителей оказывает на ребенка огромное влияние Так, в семьях, где взрослые курят, начинают курить бо-цес 50 % детей, в то время как у некурящих родителей их число не превышает 25 %. Примерно такая же картина складывается при оценке физической активности. Она значительно ниже у детей из семей, где не занимаются физкультурой. Не являются исключением и нарушения питания, которые часто носят семейный характер. Не без помощи родителей у ребенка с ранних лет вырабатывается привычка есть «слишком много и слишком сладко».

Чрезвычайно велика роль семьи в формировании характера ребенка, норм его поведения и основных жизненных установок. Только здоровая психологическая обстановка в семье способствует правильному, гармоническому развитию детей. Выработка психоэмоциональной устойчивости, воспитание таких черт характера как доброжелательность, высокая требовательность к себе, уважение к сверстникам и взрослым, взаимопомощь, позволят в дальнейшем избежать развития у ребенка нарушений нервной деятельности и положительно скажутся на его здоровье.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что основные факторы риска развития атеросклероза и ишемической болезни сердца не являются редкостью у детей и подростков. Поэтому борьбу с ними и формирование здорового образа жизни необходимо начинать с момента рождения ребенка. Нужно решительно отказаться от курения, избыточного употребления высококало­рийной пищи и низкой физической активности. Следует также проводить активное медицинское наблюдение не только за детьми, имеющими факторы риска, но и за детьми тех родителей, ко­торые страдают артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца.

Выполнение этих мероприятий в каждой семье явится важным фактором сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.