Опыт противоалкогольного воспитания и просвещения в школе (часть 1)

date17.07.2014 “Алкоголь и подростки” authorАвтор: Н. Я. Копыт

Важным аспектом первичной профилактики пьянства и алкоголизма является формирование трезвеннических установок у подрастающего поколения. Одним из основных путей формирования трезвеннических установок является введение в школах системы противоалкогольного воспитания, которую следует рассматривать как составную часть общего нравственного воспитания учащихся. В основу противоалкогольного воспитания, как показывает проведенный нами эксперимент в нескольких школах Москвы и Архангельска по организации противоалкогольного просвещения учащихся, должны быть положены следующие принципы:

— противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания проводится на протяжении всех 10 лет обучения и направлена на формирование в сознании детей нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

— программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизни общества в целом;

— противоалкогольная работа в школе должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов и др.);

— противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

В настоящей главе мы хотели бы подробнее остановиться на некоторых методических вопросах противоалкогольного воспитания и опыте организации и проведения противоалкогольного просвещения в школе, что имеет, на наш взгляд, важное практическое значение.

Прежде всего следует еще раз подчеркнуть, что смысл противоалкогольного воспитания не только в расширении знаний молодого поколения о влиянии алкоголя на организм, но и в том, чтобы выработать у него негативную установку на употребление спиртного. Воспитание установок, отношений — сложный и трудоемкий процесс. Современная психология считает, что формирование любых понятий, отношений, суждений, установок у детей проходит сложный путь. Ни одно понятие нельзя «внести» в сознание ребенка в готовом виде. Ребенок, подросток может запомнить слово, высказанное суждение, но это не его суждение. Понятие должно сложиться у ребенка в процессе накопления им самим чувственного, житейского и специального опыта [Люблинская А. А., 1977].

Процесс формирования отношения начинается с накопления фактов, наблюдений и постепенного, сначала грубого, потом все более тонкого анализа этих фактов и наблюдений, выделения из них главного, существенного. Понятие должно складываться постепенно при активной работе самого ученика. Для того чтобы это сложившееся понятие, сформировавшееся отношение к чему-либо, стало действительно «внутренне своим», необходим опыт практического использования данного понятия, отношения, суждения, установки, т. е., как говорил А. С. Макаренко, необходима «гимнастика поведения». Чтобы знание о вреде алкоголя «работало», необходимо не стихийное распространение время от времени информации о вреде алкоголя путем чтения лекций, а единая целенаправленная преемственная система противоалкогольного воспитания (обучения) учащихся, представляющая собой постепенное, многократное, усложняющееся раскрытие перед учащимися (учитывая их возраст) влияния алкоголя путем последовательного восхождения от показа и проделывания простейших, элементарных опытов с алкоголем, демонстрации наглядных примеров до раскрытия глубоких взаимосвязей между алкоголем и ущербом, наносимым обществу его употреблением. Опыт подобного противоалкогольного воспитания был получен у нас в некоторых передовых школах. Противоалкогольное обучение начинали с 1-го класса. С учетом возраста школьников и в тесной связи с дисциплинами, которые они проходили, им рассказывали о действии алкоголя, экономических и социальных последствиях его употребления. В младших классах детям показывали опыты о воздействии алкоголя на животных и растения. Более старшие школьники принимали участие в собирании сведений о числе несчастных случаев в связи с пьянством, 9 влиянии на бюджет семьи расходов, связанных с употреблением алкоголя. По этим данным учащиеся составляли таблицы, рисовали плакаты. Со школьниками старших классов врачи проводили беседы об алкоголизме.

Опираясь на опыт подобного обучения в прошлом и результаты нашего исследования по изучению состояния противоалкогольной работы в современных школах, мы экспериментально разработали и апробировали конкретную программу организации и методики противоалкогольного обучения в школе. Эта программа включает в себя два направления: 1) противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя и 2) просветительную работу среди родителей с целью оздоровления быта семьи, т. е. той среды, в которой живет школьник.

Как противоалкогольное обучение школьников, так и противоалкогольную работу с родителями мы рекомендуем начинать с 1-го класса, ибо процесс активной выработки установок в отношении алкоголя у детей происходит уже в возрасте 9—11 лет. Кроме того, знания, приобретаемые в ранние годы, наиболее прочны. Работа с родителями строится следующим образом: один раз в год на классном родительском собрании для родителей читают лекцию на противоалкогольную тему. С родителями первоклассников проводят беседу о роли и значении семьи в воспитании отрицательных установок к алкоголю у детей, о том, сколь пагубен и чреват последствиями обычай давать школьникам спиртное на праздники. В дальнейшем с родителями регулярно проводят лекции по противоалкогольному просвещению. Им читают лекции: «О влиянии алкоголя на детский организм», «Малые дозы алкоголя и способности», «Алкоголь и здоровье», «К чему может привести однократное сильное опьянение несовершен­нолетнего», «Алкоголь и нарушение правопорядка подростками» и т. д. Тематика лекций для родителей должна подбираться с учетом возраста детей по актуальным для этого возраста вопросам противоалкогольного воспитания. В этих лекциях и беседах используют материалы и сведения, конечно, в общем виде, которыми располагают учителя об учениках соответствующего класса. В старших классах к проведению лекций привлекают специалистов: врачей, юристов, и лекции нередко проводят в форме вопросов и ответов.

В начальных классах ставят наглядные опыты по действию алкоголя на животных и растения (проводить их можно на уроках природоведения).