Особенности формирования алкогольной болезни у подростка (часть 1)

date17.07.2014 “Алкоголь и подростки” authorАвтор: Н. Я. Копыт

Многие исследователи единодушно подчеркивают, что формирование алкоголизма в значительной мере зависит от того, в каком возрасте произошло приобщение к алкогольным напиткам.

Чем раньше ребенок впервые приобщился к алкогольным напиткам, а затем стал их систематически употреблять, тем короче период формирования алкогольной болезни. Раннее приобщение детей к алкоголю является одним из факторов, способствующих развитию пьянства и алкоголизма в старших возрастных группах.

Формирование алкогольной болезниМногие исследователи указывают на особенности формирования алкогольной болезни в подростковом возрасте, своеобразную злокачественность ее течения, обусловленную, как мы отмечали выше, социально-психологическими и биологическими особенностями подросткового возраста. В частности, на основе клкнико-социального обследования подростков, употребляющих алкогольные напитки («группа риска»), и подростков, имеющих клинические признаки алкогольной болезни, П. И. Сидоровым (1979) показаны ее особенности. Формирование заболевания у подростков начинается с их первого знакомства со спиртными напитками, которое происходит обычно в 10—12 лет в присутствии родителей за праздничным столом либо в компании друзей. Почти всегда подростки отмечают «горький вкус» водки, жжение во рту, ощущают головокружение, тошноту и в ряде случаев рвоту даже от однократного приема небольших доз алкоголя. После такого первого, чаще дискомфортного, знакомства с алкоголем большинство подростков некоторое время избегают его употребления. Но в возрасте 13—14 лет в связи с какими-либо событиями (окончание восьмилетней школы, проводы в армию старших товарищей, начало трудовой деятельности, праздники, день рождения и т. д.) употребление алкоголя возобновляется, неся в себе уже определенное психологическое содержание, символизируя в восприятии подростков взрослость и самостоятельность.

Иногда уже первое знакомство с алкоголем подростки оценивают чрезвычайно высоко как «новый стиль жизни» или «счастливую находку». Так или иначе подростки, эпизодически употребляющие алкогольные напитки, быстро приобретают опыт употребления алкогольных напитков, чему во многом способствует групповой характер употребления алкоголя с неизбежным взаимообменом «алкогольным опытом», а впоследствии формированием группового характера психической зависимости.

Состояние опьянения у подростков отличается первоначально большой индивидуальностью, но у многих отмечается укороченная и нестойкая эйфория, растормаживание влечений. Характерным для несовершеннолетних является «культивирование» состояния опьянения. Это достигается особой эмоциональной заражаемостью в периоде «ожидания», коллективной взаимоиндукцией во время ритуала принятия спиртного. Очень редко встречается полное отсутствие эмоциональной реакции в состоянии опьянения, когда, по словам подростков, «настроение не меняется, только нарушается походка и мутит в голове».

Со временем расширяется круг возможных поводов к приему алкоголя: Спиртные напитки употребляются «от нечего делать», «для поиска уличных приключений», «за компанию», «для храбрости» перед танцами. Первоначальная устойчивость к действию алкоголя подростков невелика (75—100 мл водки) и чем моложе возраст, в котором произошло первое опьянение, тем она меньше.

При употреблении алкоголя до 2—3 раз в месяц устойчивость подростка к действию алкоголя начинает возрастать. Это воспринимается в компании сверстников как признак особой «силы и крепости», отличающий лидера. Наряду с биологической растет «социальная» устойчивость к алкоголю: стиль жизни, принятый в «алкогольной компании», воспринимается как естественный и нормальный. Окончательно формируется психологическая готовность к некритичному восприятию алкогольных обычаев. Употребление алкоголя в дальнейшем становится регулярным (2—3 раза в неделю). Естественной нормой поведения считается употребление спиртных напитков перед танцами, в выходные дни, с получки, при встрече с друзьями и т. д. Легко и без сожаления прерывается учеба в школе, профессионально-техническом училище или техникуме. Неизбежно углубляются социальные конфликты. Подростки не удерживаются на одном месте работы, мотивируя уход (чаще скандальный) тем, что не нравится ранее привлекавшая специальность. У подростков утрачивается не только определенность в вопросах профессиональной ориентации, но и сама установка на трудовую деятельность. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами «алкогольной» компании, в которой, как правило, можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, попадавших в медицинские вытрезвители. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение «обязательной программы», начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения и приводов в инспекцию по делам несовершеннолетних, а заканчивающейся серьезным правонарушением или повторной доставкой в медицинский вытрезвитель. Употребление алкоголя вплетается в единый спектр асоциального поведения, является его неизбежной составной частью.

С увеличением устойчивости к употреблению спиртного до 4—5-кратного уровня (относительно первоначальной) утрачиваются биологические защитные механизмы: не возникает уже чувство отвращения при передозировке, исчезает защитный рвотный рефлекс. Появление этих симптомов не оценивается должным образом подростками, имеющими перед собой пример более «опытных» товарищей, зачастую сформировавшихся алкоголиков. Влияние порочных алкогольных обычаев наиболее полно проявляется в таких формах опьянения, когда напиваться до состояния оглушения, является требованием «нормального» завершения застолья. У подростков из такой среды отмечается убежденность, что пить надо кончать, только когда уже «отключаешься» и уже «плохо».