Некоторые вопросы полового воспитания

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Половое воспитание — большая социально педагогическая проблема. Она является неотъемлемой частью общевоспитательной работы.

Цель полового воспитания заключается не только в том, чтобы снабдить учащихся медицинскими знаниями и привить им необходимые гигиенические навыки, определяемые полом, но и в том, что­бы воспитать подрастающее поколение в духе социалистической морали и нравственности. Эта работа осуществляется совместными усилиями педагогов и родителей.

В школе половое воспитание тесно переплетается с обучением. Поэтому проводить его надо в общем комплексе учебно-воспитательных мероприятий и дифференцированно — с учетом пола и возраста учащихся.

Половое воспитание учащихся начальных классов заключается в том, чтобы дать родителям советы о том, как надо оберегать детей от влияния внешних раздражителей, могущих вызвать интерес к вопросам пола. Если в процессе обучения на уроке ученик задает вопрос о половой функции человека, учитель должен тактично ответить па него, не фиксируя внимание учащихся на интимных подробностях. В случае необходимости можно побеседовать с учеником наедине. При ответах следует учитывать общее развитие учеников и их интересы.

Повышенный интерес к вопросам пола появляется у подростков в период полового созревания, когда девочки превращаются в девушек, а мальчики — в юношей. В это время учащиеся особенно нуждаются в знаниях физиологии и гигиены полового созревания, в советах родителей и педагогов.

Этот период характеризуется быстрым ростом, возникновением вторичных половых признаков (рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, увеличение и уплотнение грудных желез, изменение голоса и т. п.), иногда появлением угрей на лице и других частях тела. Подростки становятся неуклюжими. Все это сказывается на поведении и характере мальчиков и девочек — они порой стано­вятся раздражительными, угнетенными, у некоторых появляется напускная грубость, негативизм. У девочек начинают округляться формы тела (откладывается жир в молочных железах, на бедрах, ягодицах), появляется менструация.

У школьниц V—VII классов интерес к полу еще не выражен, несмотря на пробуждение полового инстинкта. Их интересы носят лишь познавательный характер, поскольку они еще недостаточно знакомы с анатомо-физиологическими особенностями человека. В основном они интересуются вопросами, связанными с менструацией.

Сведения о менструации и правилах личной гигиены менструального периода надо давать в процессе изучения других гигиенических правил, а также во время бесед. Кроме того, надо обращать внимание родителей на необходимость своевременно и тактично беседовать с дочерью, чтобы не травмировать ее психику.

Менструация появляется у девочек с 11—12 лет, с этого момента девочка может забеременеть. В чем же сущность менструации? В яичниках созревают фолликулы — пузырьки, в которых нахо­дятся яйцеклетка и жидкость, содержащая фолликулярный гормон. Когда пузырек лопается, яйцеклетка начинает продвигаться ио яйцеводу и достигает матки. В полости лопнувшего пузырька появ­ляется кровь, а потом возникает очень активный гормон желтого тела. Вначале он вызывает набухание, а затем рост слизистой оболочки матки. Если яйцеклетка не соединилась с мужской половой клеткой — сперматозоидом, то она распадается, а кровь из лопнувших сосудов матки вместе с частицами слизистой оболочки начинает выделяться. Этот процесс называется менструацией и продолжается от 2 до 5 дней.
У некоторых девочек перед началом менструации появляются сонливость, головная боль, тошнота, боли внизу живота, в конечностях. Работоспособность понижается. Обычно это бывает у малоподвижных девочек, которые недостаточно бывают на свежем воздухе, носят слишком тесную одежду, употребляют острую пищу. В таких случаях рекомендуется покой и согревание всего тела. При менструации, сопровождающейся ухудшением общего состояния организма, девочек освобождают от занятий.

Нервные потрясения, сильная физическая боль могут ускорить наступление менструации. Менструальный цикл может нарушиться при изменении климатических условий, например при переезде с севера на юг, с низменности в горы и др. Сильное переутомление, тяжелая физическая работа могут вызвать прекращение менструации.

Во время менструации девочки и девушки должны больше бывать на свежем воздухе, соблюдать режим питания (исключить из пищевого рациона острую пищу — хрен, горчицу, уксус, перец и т. п.), избегать чрезмерного умственного напряжения, тяжелой физической работы (ношение тяжестей, копание грядок и др.). В это время нельзя совершать дальних прогулок, кататься на велосипеде, прыгать, бегать, купаться в открытых водоемах, посещать бассейн, ни в коем случае нельзя допускать охлаждения организма, особенно ног и нижней части живота, нельзя садиться на холодные камни. Летом в период менструации надо надевать длинное закрытое трико, а в холодное время года — рейтузы. Необходимо следить и за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря,
переполнение которых может вызвать задержку выделений и появление болей.

Во время менструации кровоточащая поверхность матки — благоприятная среда для роста и размножения микробов. Вот почему необходимо разъяснять девочкам, чтобы они следили за чистотой тела: чаще подмывались кипяченой теплой водой, ежедневно мылись под душем (ванну принимать нельзя), пользовались ватно-марлевыми подкладками, а не ватными тампонами.

Ученицы IX—X классов проявляют интерес к строению и деятельности женского организма. В этот период вопросы пола должны раскрываться в общем комплексе социальных, моральных и гигиенических проблем: роль семьи в советском обществе, дружба и любовь— основа брака, материнства и счастья, общественный долг женщины, брачный возраст, правила гигиены женщины.

Мужской организм вступает в сложный период полового созревания на 2 — 3 года позже женского; усиливается рост полового члена, яичек, ломается голос и т. п. В этот период, т. е. начиная с VII—VIII классов, они особенно нуждаются в советах взрослых.

О наступлении половой зрелости у мальчиков свидетельствует появление поллюции — непроизвольного выделения семенной жидкости, чаще во время сна. Первая поллюция означает, что в яичках начинают вырабатываться сперматозоиды. Они смешиваются с выделениями семенных пузырьков и предстательной железы, накапливаются в половых путях и естественным путем, после напряжения полового члена, удаляются в виде непроизвольных извержений.

Поллюции не нарушают самочувствия, но если мальчик не понимает, что с ним происходит, они могут стать причиной страха, беспокойства. Поэтому следует объяснить ему, что поллюция — нормальное физиологическое явление, которое наблюдается у каждого юноши в возрасте 15 — 16 лет, обычно 1 — 2 раза в месяц, иногда реже. Если поллюция возникает чаще (каждую ночь, даже несколько раз в ночь), юноше следует посоветоваться с врачом. Во время поллюции организм освобождается от избытка семенной жидкости и полового напряжения.

Мнение о том, что воздержание вредно, ошибочно. Для молодых людей до 24 — 25 лет воздержание полезно, так как в кровь поступает больше половых гормонов, которые повышают тонус организ­ма, улучшают работоспособность, способствуют лучшему формированию организма.

Некоторые слабовольные мальчики, не дожидаясь естественного удаления семени, начинают искусственно раздражать половой член, вызывая оргазм и семяизвержение. Такое искусственное самоудовлетворение называют онанизмом. Онанизм — дурная привычка, встречающаяся у подростков (мальчиков и девочек). Развитию онанизма у девочек часто способствуют мелкие глисты (острицы), которые попадают во влагалище из заднего прохода и раздражают половые органы. Желание заниматься онанизмом может возникнуть под дурным влиянием подруг, чтения литературы, предназначенной для взрослых.

Занятия онанизмом истощают нервную систему, ведут к развитию утомления. Некоторые дети, страдающие онанизмом, становятся вялыми, подавленными, замкнутыми из-за боязни, что кто-нибудь узнает об этом.

Необходимо разъяснять подросткам вред онанизма. Родители не должны оставлять детей без присмотра, нужно следить за тем, чтобы они спали отдельно от взрослых, не оставались в постели после пробуждения, во время сна держали руки поверх одеяла, не спали в плавках или тесных трусах и на слишком мягкой постели, не укрывались теплым одеялом, не переедали за ужином, не ели острые блюда, не пили много жидкости, на ночь мыли ноги холодной водой, принимали водные процедуры после утренней зарядки. В детских брюках не должно быть боковых карманов.

Половые органы необходимо содержать в чистоте и носить свободную, не натирающую и не раздражающую одежду.

Беседы на половые темы проводятся с небольшими группами девочек или мальчиков — учащимися одного класса; никого из посторонних не должно быть. Интимные беседы с девочками проводят педагоги и врачи женщины, а с мальчиками — мужчины.

К старшеклассникам, у которых появились увлечения, порывы к ухаживанию, надо быть особенно внимательными.

Надо иметь в виду, что старшеклассники, особенно учащиеся ПТУ, отличаются свободой суждений по интимным вопросам, интересуются вопросами пола более широко. Их можно более подробно знакомить с особенностями беременности, родов, послеродового периода. Они должны знать о том, какой вред приносит здоровью женщины аборт. Им рассказывают о последствиях половой распущенности, о профилактике половых, в том числе и венерических, болезней. Во время бесед на все вопросы, касающиеся гигиены половой жизни, ответы должны быть исчерпывающими, но без подробностей.

Преподаватели литературы, истории, биологии, физкультуры, производственного обучения должны давать учащимся необходимые сведения, касающиеся вопросов пола, во время ведения урока. Преподаватели биологии это делают при изучении отдельных тем в курсе ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека; преподаватели истории — при изучении особенностей семьи, брака и отношения к детям в различные исторические периоды; преподаватели литературы при изучении отдельных литературных произведений обращают внимание учащихся на этическую сторону вопроса.

Во время разбора литературных произведений, в которых описываются взаимоотношения между женщиной и мужчиной, педагог должен обращать внимание учащихся на женскую скромность, гордость, сдержанность, мужское благородство, уважение к женщине, необходимость контролировать свое поведение, физическую и моральную красоту юношества.

Большое внимание надо уделять учащимся при подборе им литературы для самостоятельного чтения и рекомендовать произведения отечественной и советской литературы, богатой примерами
преданности Родине, партии, образами героев и передовых людей. Воспитание патриотизма и коллективизма имеет большое значение для формирования советского человека. Преподаватели физкультуры рассказывают учащимся о выносливости к физическим нагрузкам организма девушки и юноши; на уроках домоводства девушек обучают изготовлению специальных ватно-марлевых подкладок, необходимых во время менструации, и т. п. Активные занятия спортом и физическим трудом — хорошее отвлечение от вредных половых интересов.

В воспитании моральных качеств и культуры поведения большую роль играет общественность. В этой связи родительские комитеты призваны оказывать помощь школе, поддерживая связь с родителями учеников и с учителями школ.

Половое воспитание включает не только гигиенические вопросы, но и совокупность мероприятий, обеспечивающих правильное половое развитие подрастающего поколения в физиологическом, нравственном направлениях. «Половое воспитание, — говорил А. С. Макаренко, — это прежде всего воспитание культуры социальной личности».

Успех полового воспитания во многом зависит от педагога, от того, насколько он понимает важность этой работы, правильности освещения социальных и психологических сторон взаимоотношений юноши и девушки и других аспектов полового воспитания.

Здоровье человека — огромная материальная ценность, которая нужна обществу, и отношение к нему должно быть коммунистическим. Коммунистическое отношение к здоровью должно воспиты­ваться с раннего детства. В этом большую роль играют педагоги, вооруженные необходимыми гигиеническими знаниями.