"Школьная гигиена"

Автор: В.И. Белецкая


О книге

Рецензенты: Кафедра теоретических основ физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена; доктор мед. наук, профессор Е. М. Белостоцкая.Подробнее

Предисловие

Последнее издание учебного пособия «Школьная гигиена» для студентов педагогических институтов было выпущено в 1967 г. С тех пор на основе ряда постановлений, принятых ЦК КПСС и Советом Министров СССРПодробнее

Введение

Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) — медицинская паука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормати­вов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Подробнее

Понятие о здоровом и больном организмах

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.Подробнее

Состояние здоровья детского населения и его показатели

Состояние здоровья является объективным показателем «санитарного состояния» детей. По показателю состояния здоровья можно судить о влиянии на растущий организм различных факторов Подробнее

Физическое развитие — ведущий показатель состояния здоровья учащихся

Правильно организовывать учебно-воспитательную работу в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся.Подробнее

Оценка физического развития

Физическое развитие детей и подростков оценивается с учетом морфофункционального состояния организма и его биологического возраста. Для оценки физического развития существуют возрастные стандарты (нормы) Подробнее

Акселерация

Основная особенность развития детей и подростков XX в. — акселерация (от лат. accelere — поспешать, торопить, ускорять). Термин «акселерация» имеет синоним «вековая тенденция», или «секулярный тренд».Подробнее

Гигиена учебно-воспитательной работы в школе и среднем ПТУ

Вся учебно-воспитательная раоота в школе и среднем профессионально-техническом училище (ПТУ) должна быть направлена не только на то, чтобы учащиеся за период обучения овладели глубо­кими знаниями и трудовыми навыками Подробнее

Понятие об утомлении и переутомлении

Учебная работа детей и подростков представляет собой умственный труд, связанный главным образом с деятельностью центральной нервной системы, в первую очередь коры головного мозга. Подробнее

Гигиенические требования к школьному режиму

Правильно организованный школьный режим — обязательное условие успешности занятий детей и подростков. Основными элементами школьного режима являются: Подробнее

Влияние здоровья школьников на их работоспособность, успеваемость и поведение

Отклонения в состоянии здоровья детей и подростков с легкой или глубокой степенью поражения организма сказываются на их работоспособности, успеваемости и поведении.Подробнее

Основные возрастно-половые закономерности физического развития

Рост детей и подростков отличается непрерывностью и неравномерностью. Процесс роста характеризуется периодами «вытягивания» и «округления», которые попеременно сменяют друг друга. Подробнее

Понятие о школьной зрелости

Начальный период обучения в школе независимо от того, в каком возрасте начинается обучение, труден для детей. Это объясняется адаптацией школьников к новому режиму дня, к систематической умственной работе, малой подвижности на уроках, новому коллективу.Подробнее

Гигиенические требования к расписанию уроков

Для предупреждения резкого падения работоспособности учащихся в течение учебной недели и учебного дня, для профилактики раннего утомления и переутомления большое значение имеет распорядок занятий в школе, правильное распределение уроков в течение дня и недели.Подробнее

Гигиеническая организация урока

Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависят от продолжительности урока и учета некоторых гигиенических требований при его проведении. Подробнее

Гигиена чтения и письма

Основными видами учебной работы школьников являются чтение и письмо, которые, будучи связанными с напряженной деятельностью коры головного мозга, представляют значительные трудности, особенно для детей младшего школьного возраста.Подробнее

Учет индивидуальных особенностей школьников в процессе учебных занятий

Одним из основных принципов, положенных в основу школьного обучения, является учет индивидуальных особенностей учащихся. Подробнее

Гигиенические требования к организации и проведению перемен

Одним из важнейших условий сохранения работоспособности школьников является чередование учебной деятельности с отдыхом. Во время учебных занятий в школе это обеспечивается предоставлением перерывов (перемен) между уроками. Подробнее

Гигиенические требования к проведению экзаменов

Перед началом экзаменационного периода учитель должен порекомендовать учащимся на время экзаменов определенный режим дня, предупредить о вреде чрезмерных занятий, о неблагоприятном влиянии на здоровье и работоспособность занятий в ночное время.Подробнее

Особенности режима школ, групп продленного дня и школ-интернатов

В настоящее время распространены три основные формы продленного дня: школа с продленным днем, класс и группа с продленным днем в общеобразовательной школе.Подробнее

Принципы организации режима дня в среднем ПТУ

Особенностью режима дня среднего профессионально-технического училища является сочетание обучения общеобразовательным предметам и обучения профессии как в училище, так и на производстве. Подробнее

Гигиена внеклассной и внешкольной работы

Внеклассная и внешкольная работа учащихся — это кружковая и общественная работа, занятия спортом, посещение кино, театров, музеев, туристские походы, краеведческие прогулки и пр. Подробнее

Организация режима дня детей в семье

Домашний режим дня должен быть органически связан с режимом школы. Отсутствие правильно организованного режима в семье отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, а зна­чит, и на успеваемости школьников.Подробнее

Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий

Самостоятельная работа дома по приготовлению учебных заданий занимает у детей всех возрастов довольно значительное время, К выполнению домашних уроков школьник приступает с уже ухудшившейся под влиянием предшествующей деятельностиПодробнее

Сон и его гигиеническая организация

Регулярная смена сна и бодрствования — основное условие нормальной жизнедеятельности организма. Сон обеспечивает восстановление работоспособности, предохраняет клетки коры головного мозга от чрезмерного напряженияПодробнее

Гигиеническая организация прогулок

Прогулки на открытом воздухе — самый хороший отдых, особенно если они сочетаются с подвижными играми и спортивными развлечениями. Активный отдых на свежем воздухе оказывает благо­приятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы.Подробнее

Гигиеническая организация выходного дня и каникул

Школа должна знать о том, как учащиеся проводят досуг в выходные дни и каникулы, которые используются для восстановления работоспособности и укрепления здоровья.Подробнее

Гигиена политехнического обучения и трудового воспитания школьников

В условиях научно-технического прогресса необходимы рабочие с высоким уровнем общего образования и профессиональной подготовки.Подробнее

Гигиенические требования к урокам труда

Исследования показали, что изменение вида деятельности в течение учебного дня, переключение с преимущественно умственной работы на физическую благоприятно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы. Подробнее