Санитарно-просветительная работа с родителями

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Гигиеническое воспитание школьников будет эффективным тогда, когда оно осуществляется в самом тесном контакте с семьей. Поэтому учитель должен участвовать в гигиенической подготовке родителей, разъясняя им значение гигиенического обучения и воспитания для укрепления здоровья школьников и повышения их работоспособности.

Работа с родителями проводится во время родительских собраний, при посещении детей дома. Знакомясь с домашней жизнью ученика, педагог обращает внимание на санитарно-гигиенические условия и при необходимости указывает родителям на имеющиеся недостатки.

Санитарно-просветительная работа с родителями проводится в виде личной беседы врача, медицинской сестры и учителя с матерью или отцом школьника, групповой беседы с родителями на интересующую их тему, бесед и докладов по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Наиболее удачным и эффективным видом санитарно-просветительной работы являются лектории для родителей, которые создаются органами народного образования и домами санитарного просвещения. Родители получают здесь сведения о необходимых режимных моментах (своевременный подъем, утренняя зарядка, прием пищи, приготовление уроков, отход ко сну, просмотр телевизионных передач, пребывание на свежем воздухе и др.), об организации отдыха учащихся, о значении и проведении закаливания в разное время года, о пользе активного отдыха (подвижных игр, спортивных развлечений), о значении рационального питания школьника. Педагог обращает внимание родителей на необходимость правильного устройства рабочего места школьника, на целесообразность приобретения для него специальной ученической парты, позволяющей приспособить ее к росту ребенка, на необходимость соблюдения учащимися правил личной гигиены, на воспитание у них привычки соблюдать правила безопасности в быту, на меры предупреждения несчастных случаев и заболеваний; проводит беседы о вреде никотина и алкоголя для растущего организма ребенка, подчеркивая при этом, что недопустимо посылать детей в магазин за папиросами и вином, приглашать в компанию взрослых и т. п.
Родителей надо привлекать к активному участию в оздоровительных мероприятиях, проводимых в школе (организация горячих завтраков, озеленение участка, проведение каникул, походов, выездов за город).

Родители должны помогать учителям воспитывать у детей гигиенические навыки, следить за тем, чтобы ребенок утром и на ночь самостоятельно умывался, чистил зубы, мыл руки перед едой, соблюдал правила гигиены во время еды, коротко стриг ногти на руках и ногах, не реже 1 раза в неделю мыл тело и менял нательное белье, аккуратно одевался, чистил одежду, обувь и т. п.

Быстрота и прочность усвоения детьми гигиенических навыков во многом зависят от окружающих условий, от соблюдения гигиенических правил взрослыми, и прежде всего педагогами и родителями. Выдающийся педагог прошлого века К. Д. Ушинский писал: «Личный пример учителя — благотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно».