Внеклассная и внешкольная работа

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Большая роль в деле гигиенического воспитания учащихся принадлежит первичной организации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Она ведет работу по подготовке санитар­ных дружин и руководит деятельностью общешкольных и классных санитарных постов. Первичная организация работает в тесном контакте с медицинскими работниками школ, пионерской и комсомольской организациями, учительским комитетом. В ее состав входят учителя, учащиеся и обслуживающий персонал школы.

Общешкольные санитарные посты формируются из учащихся, прошедших соответствующую медицинскую подготовку. В задачи общешкольных санитарных постов входят: 1) наблюдение за сани­тарным состоянием школы, за выполнением учащимися правил личной гигиены; 2) помощь медицинскому персоналу в проведении санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий; 3) оказание первой помощи при несчастных случаях, передача сведений о заболеваниях учащихся медицинскому работнику школы.

Классные санитарные посты следят за чистотой учебного помещения, за соблюдением учащимися правил личной гигиены, помогают педагогу в проведении санитарно-просветительной работы среди учащихся и сообщают школьному врачу о каждом случае заболевания.

В начальных классах за чистотой одежды, обуви, наличием у школьников носовых платков, чистотой их рук, шеи, ушей и носа следят санитары. Они же наблюдают за чистотой учебного помеще­ния и своевременным проветриванием класса.

Кроме санитарных постов, в школе организуется санитарная дружина. В состав ее входят учащиеся старших классов, прошедшие специальную подготовку. Сандружина оказывает практическую помощь классным санитарным постам, помогает проводить санитарно-просветительную работу в школе, участвует в озеленении школьного участка, в проведении походов, экскурсий и т. п.

Для углубления гигиенических знаний и расширения кругозора школьников создаются специальные кружки: «Юный медик», «Юный натуралист», «Юный микробиолог» и др. В план работы этих кружков включены вопросы охраны здоровья. Для учащихся IV—X классов организуются «школы здоровья». Начиная с V класса проводятся занятия по гражданской обороне, во время которых школьники изучают правила оказания первой медицинской помощи, а девушки IX—X классов проходят подготовку по программе санитарных дружип.

Одной из форм внеклассной и внешкольной работы является санитарная подготовка школьников на значок ГТО, а также включение соответствующих заданий в игру «Зарница».

Самыми распространенными формами работы по гигиеническому воспитанию учащихся являются лекции, беседы, тематические вечера, викторины, вечера вопросов и ответов и др. Они позволяют установить личный контакт с детьми и родителями, что является весьма ценным.
На читательских конференциях обсуждается научно-художественная и научно-популярная литература гигиенического содержания.

Хорошей формой гигиенического воспитания является организация выставок, фотовитрин по вопросам охраны здоровья детей («Санитарный уголок», или «Уголок здоровья»). Для выставки используют печатные плакаты, лозунги, фотографии, санитарно-просветительный бюллетень типа стенной газеты.

В работе со школьниками следует использовать кино, радио, телевидение. Фильмы санитарно-просветительного характера получают из местных отделений Союзкинопроката. В школах, где имеются радиоузлы, можно передавать по радио записи на магнитофонной ленте, например лекцию врача, ответы на вопросы. Можно организовать групповой просмотр телевизионных передач санитарно-просветительского характера с последующим обсуждением и разбором.

Большой популярностью у школьников пользуются небольшие одноактные пьесы: скетчи, шутки, инсценировки, постановки театра теней и театра кукол. Они являются эффективным средством сапитарно-просветительной работы. Очень доступны и интересны номера многоголосой информации. Следует практиковать и санитарный КВН (клуб веселых, находчивых). Программу КВН составляют из задач по вопросам охраны здоровья. Соревнуются две команды, возглавляемые капитанами. Работу каждой команды оценивает жюри.

В работе по гигиеническому воспитанию детей и подростков очень эффективен наглядный метод, основными средствами которого являются: 1) подлинные объекты (в натуральном виде, натуральные препараты); 2) объемные воспроизведения подлинных объектов (муляж, модель, макет); 3) плоскостное воспроизведение подлинных объектов (фотография, рисунок); 4) графическое изображение (диаграмма, схема, план).

Плоскостные наглядные пособия выпускаются в виде серий плакатов (лекторские папки).

В работе по гигиеническому воспитанию школьников широко пользуются показом диафильмов и диапозитивов. С помощью микроскопа можно показать некоторые гистологические и бактериоло­гические препараты.

Широкое распространение получил фланелеграф. Это кусок темной фланели, натянутый на фанеру, на него накладывают рисунки, оклеенные с оборотной стороны такой же фланелью которые удерживаются на экране благодаря сцеплению ворсистых поверхностей. Выпускаются специальные наборы рисунков для фланелеграфа.