Методы гигиенического обучения и воспитания школьников на уроках

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Гигиеническое воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения и проводиться вплоть до окончания образования.

Гигиеническое обучение и воспитание учащихся осуществляются преподаванием основ гигиены, предусмотренных школьной программой, санитарно-просветительной работой во внеучебное время, повседневным гигиеническим обучением и воспитанием.

Проводниками гигиенической культуры среди детей и подростков являются педагоги, воспитатели и родители. Медицинские работники школы помогают учителям в подборе необходимой литера­туры, консультируют их.

С введением в школах новых программ обучения объем гигиенических знаний для учащихся значительно увеличился. В связи с этим возросла роль учителя в преподавании основ охраны здоровья и школьного врача в санитарном просвещении учащихся и гигиенической подготовке педагогов и родителей. Санитарное просвещение является обязательной работой каждого учителя.

Методическую подготовку педагогов и воспитателей школ в области гигиенического обучения и воспитания проводят Дома санитарного просвещения совместно с органами народного образования, институты усовершенствования учителей, народные университеты здоровья. Она осуществляется на педагогических конференциях, различных курсах, семинарах и др. К занятиям с педагогами привлекают врачей-гигиенистов, физиологов, врачей специализированных кабинетов и др.

Программа гигиенического обучения и воспитания учащихся включает темы по оздоровительному значению физкультуры и закаливанию, гигиене умственного труда, гигиене политехнического обучения, общественной и личной гигиене, предупреждению инфекционных заболеваний, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиеническим аспектам подового воспитания. Она рассчитана на обучение трех возрастных групп учащихся: начальных классов (7 — 9 лет), IV — VII классов (10 — 14 лет) и старших классов (15 — 17 лет).

Основная работа по воспитанию гигиенических навыков у детей проводится в начальных классах. Здесь закрепляются навыки дошкольного воспитания и закладываются основы гигиенических на­выков, необходимых на протяжении всех лет обучения в школе. С первых же дней пребывания детей в школе учитель знакомится с уровнем их гигиенических навыков, их поведением и ведет систе­матическую работу по гигиеническому воспитанию школьников. Эта работа проводится на уроках охраны здоровья, природоведения, русского языка, физкультуры. На уроках русского языка школьникам дают тексты для чтения и переписывания, диктанты и задачи гигиенического содержания. Программа по физкультуре дает возможность привить учащимся гигиенические навыки и по­лучить сведения по вопросам охраны здоровья. Преподаватель физкультуры, используя знания детей по анатомии и физиологии, убеждает их в необходимости утренней гимнастики, закаливания, занятий физкультурой и спортом, рекомендует отдельные виды спорта в зависимости от развития и конституции школьника.

Учащимся начальных классов сообщают необходимые сведения по личной гигиене (уход за телом, умывание, мытье рук, чистка зубов и т. п.), режиму дня, уходу за помещением. Их обучают пра­вилам сидения за партой, знакомят с первоначальными сведениями по охране зрения, гигиеническим правилам питания и пользования питьевой водой, гигиеной сна, объясняют правила уличного движения, сообщают сведения об опорно-двигательном аппарате, важнейших внутренних органах, заразных болезнях и мерах их предупреждения.

Педагоги осуществляют постоянный контроль за чистотой и опрятностью школьника, за правильной посадкой его во время занятий, за поведением в столовой и школьном буфете и прививают ему необходимые культурно-гигиенические навыки во время еды. Учителя следят за чередованием труда и отдыха детей, за правильным использованием перемен, составлением расписания учебных занятий с учетом динамики работоспособности школьников и других гигиенических моментов.

Для более успешного усвоения учащимися необходимых гигиенических навыков и знаний следует прибегать к демонстрации приемов выполнения отдельных гигиенических процедур. Например, правила чистки зубов иллюстрируют с помощью гребешка. Начесывают на него вату, условно обозначающую остатки пищи между зубами. Затем проводят по вате зубной щеткой вдоль гребешка, вата с него не снимается. При движении зубной щетки от основания зубов к их верхушкам вата снимается легко.

В средних и старших классах работа по гигиеническому обучению и воспитанию продолжается. Она направлена на закрепление знаний и навыков, полученных в начальных классах. Гигиенические вопросы рассматриваются на уроках ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены. Школьники получают понятие о микробах и их значении в природе и жизни человека, о простейших — возбудителях болезней, червях-паразитах (аскариды, острицы, солитеры и др.), насекомых — переносчиках болезней (комнатная муха, блоха, малярийный комар) и мерах борьбы с ними, о клещах — переносчиках энцефалита, о грызунах (мыши, крысы, суслики) — распространителях опасных болезней. При этом большое внимание учитель должен уделять вопросам профилактики заболеваний и правилам личной гигиены.

Особенно много сведений по охране и укреплению здоровья человека получают школьники при прохождении курса «Анатомия, физиология и гигиена человека».

Среди учащихся встречаются любители покурить, поэтому педагоги начиная с I класса ведут систематическую разъяснительную и воспитательную работу против курения, обращая внимание на вред табачной интоксикации для растущего организма ребенка. О вреде курения учащимся V класса рассказывают на уроке ботаники, а учащимся VIII класса — на уроке анатомии, физиологии и гигиены.