Гигиена детской одежды

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Анатомо-физиологические особенности детского организма обусловливают особые, повышенные требования к одежде. Чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. Растущий организм ребенка из-за несовершенства функций центральной нервной системы более подвержен влиянию неблагоприятных условий внешней среды, поэтому одежда для детей имеет чрезвычайно важное значение. У детей процессы теплорегуляции развиты недостаточно. Большая площадь поверхности кожи при меньшей масса тела обусловливает повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду.

В одежде различают три слоя: белье, платье (или костюм) и верхнюю одежду для улицы. Ее следует подбирать в зависимости от времени года и климатических условий. В холодное время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое — не препятствовать теплоотдаче.

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, — нательное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лифчик, комбинация), а также постельное белье.

Нательное белье впитывает пот и кожное сало, защищает кожу от механического раздражения верхней одеждой, обеспечивает благоприятные гигиенические условия в пододежном пространстве. Для этого оно должно отвечать следующим требованиям: иметь достаточную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравличность, испаряемость. Такими качествами обладают шерстяные, хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани. Особенно хороши для детского белья хлопчатобумажные ткани (трикотаж, фланель). Они отличаются высокими теплозащитными свойствами, хорошо пропускают воздух и почти не теряют своих качеств после стирки н кипячения.

Нижнее белье загрязняется выделениями кожи и пылью. В грязном белье длительное время могут жить некоторые болезнетворные микробы, например палочка брюшного тифа (50 — 70 дней), палочка дифтерита (5 — 12 дней) и др. По мере загрязнения белья его гигиенические свойства ухудшаются —уменьшается воздухо-паропроницаемость, увеличиваются толщина и масса белья. В результате функции кожи нарушаются. Распад белковых п жировых веществ, скопившихся на белье, вызывает неприятный запах.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 — 3 дня. Спать в белье, которое дети носят днем, нельзя, так как вокруг тела сохраняется воздух, загрязненный кожными выделениями. Перед тем как лечь спать, ребенок должен снять платье (костюм) и белье и развесить его на спинке стула, чтобы оно проветрилось за ночь, и надеть ночную рубашку. Она должна быть свободной, без воротника и манжет, и достаточно длинной. Длинная ночная рубашка равномерно согревает тело, предохраняет организм ребенка от охлаждения и самозаражения глистами остриц. Школьники старшего возраста могут спать в трусах и майках из бумажного трикотажа.

Надевать новое белье без стирки не рекомендуется. Стирка удаляет из него клейсодержащие вещества, которыми пропитывают бельевые ткани. От этого оно становится более пористым, мягким и приятным.

Для пошива постельного белья очень хороши льняные тканя. Крахмалить белье не рекомендуется. Крахмал закрывает поры ткани, и она становится непроницаемой для воздуха и влаги. Кроме того, жесткое накрахмаленное белье может вызвать на коже потертости. Хранить постельные принадлежности (одеяла, подушки и др.) в дневное время в шкафах, ящиках, комодах не следует.

Тугие пояса, круглые резинки для чулок, узкий лиф носить нельзя. Они сдавливают кровеносные сосуды, нарушают работу внутренних органов, затрудняют движение. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или подростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обычные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2 см. Слишком узкие и тугие бретельки врезаются в кожу и деформируют ее, оставляя глубокие следы на плечах. Это и некрасиво и вредно.

Нижнее белье из синтетических волокон детям носить не рекомендуется, особенно страдающим кожными и аллергическими заболеваниями.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Комнатную одежду для теплого времени шьют из полотна, сатина, ситца и др.; для холодного времени года — из байки, бумазеи, трикотажа, вельвета и др. Из шерстяной ткани шьют только празд­ничную одежду, так как она быстро портится от стирки.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна (для мальчиков).

В жаркую погоду при повышенном потоотделении одежда должна способствовать лучшему испарению пота, чтобы предохранить организм от перегревания, и притоку к коже свежего воздуха и ультрафиолетовых лучей. Лучше всего впитывают пот льняные ткани, а пропускает больше всего ультрафиолетовых лучей искусственный шелк. Летняя одежда должна быть светлой, чтобы лучше отражать тепловые солнечные лучи и препятствовать перегреву тела. В зонах умеренного климата одежда может быть голубого, сиреневого и зеленоватого цветов. Ткани этих расцветок лучше пропускают ультрафиолетовые лучи.

Спортивная одежда мальчиков и девочек на уроках физкультуры во многом зависит от видов спорта и от того, где проходят занятия: в спортивных залах или на открытых площадках. В последнем случае она определяется временем года и климатическими условиями. Для выполнения гимнастических упражнений как для мальчиков, так и для девочек очень удобен тренировочный костюм, со­стоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Они могут быть из плотных хлопчатобумажных тканей, хлопчатобумажного или шерстяного трикотажа. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами наиболее подходящи для занятий гимнастикой. Лучшая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями — майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков — туфли с шипами.

Мальчикам лучше надевать не обычные, а спортивные трусы — они несколько короче и шире, а для большей прочности в пояс вдета не одна, а 2 — 3 резинки. Стягивать трусы шнуром или ремеш­ком и таким способом поддерживать их не следует: это и ненадежно и некрасиво. Трусы и тренировочные брюки мальчики всех возрастов должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чувствуют себя скованными. В магазинах можно приобрести плавки из различных материалов: эластика, капрона, шерсти, а также из хлопчатобумажных тканей. Последние наиболее гигиеничны и поэтому рекомендуются учащимся. Очень удобны для занятий так называемые трусы-плавки, представляющие собой комбинацию трусов с плавками.

Очень распространенной спортивной одеждой среди девочек являются короткие шаровары с резинками вокруг бедер, а это, безусловно, вредно. Сдавливание кожи бедра может явиться причиной нарушения кровообращения. Поэтому девочкам рекомендуете я надевать трусы из плотного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спортивной одежды девочек среднего и старшего возраста — бюстгальтер с застежкой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды — для улицы. Ее надевают на комнатное платье. Она предохраняет тело от воздействия низких температур и способствует нормальному теплообмену. Слишком теплая одежда изнеживает организм и создает условия для возникновения простудных заболеваний. Зимняя одежда должна быть пористой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низкая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами обладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная. Однако рекомендовать ее для повседневной носки не следует, так как влияние этих синтетических волокон на растущий организм ребенка еще недостаточно изучено.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года служит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду рекомендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, если не очень холодно и ветрено, мальчики, кроме форменной фуражки, могут надевать кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки — береты, вязаные или фетровые шапочки. Летний головной убор защищает голову от прямых солнечных лучей. Для этой цели хороши панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани — соломки, светлой парусины или пике.

Обувь — обязательная часть туалета. Она должна отвечать гигиеническим требованиям — быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 — 2 см). Тогда масса тела равномерно распределяется на всю стопу, и ходьба будет неутомительна. Выходные туфли девочек старшего возраста могут быть на среднем, но обязательно устойчивом каблуке, высотой не более 3 см. Вычурных фасонов следует избегать.

При ходьбе на высоком каблуке, особенно тонком, центр тяжести переносится вперед, а корпус неизбежно откидывается назад, что придает всему телу неестественное положение. Со временем это может привести к смещению внутренних органов или к увеличению впадины в пояснице. В результате продольный размер таза уменьшается, а это в будущем может неблагоприятно отразиться на родовом процессе. Большая нагрузка на передний отдел стопы может привести к перенапряжению ее мышц и связок, т. е. к ослаблению свода. Часто это способствует развитию плоскостопия. Высокий каблук портит походку, делает ее неустойчивой и недостаточно смягчает толчки при ходьбе.

В зимнее время года надежно защищают от холода сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. Это уличная обувь, и носить ее в теплом помещении не рекомендуется,

В сырую, дождливую погоду очень удобны резиновые сапожки или обувь с подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др. Однако эта обувь отличается низкой воз­духопроницаемостью, поэтому носить ее надо только со стельками, хорошо впитывающими пот, войлочными, суконными, а летом — из плетеной соломы или картона. Резиновые сапожки рекомендуется надевать на теплые носки или портянки. Иногда резиновая обувь предназначается для носки в холодное время года. В этом случае носить ее надо на две пары носков или чулок,

В летние месяцы наиболее гигиенична легкая открытая обувь с широким вырезом — сандалеты, босоножки или туфли на кожаной подошве с верхом из текстиля и других материалов с пористой структурой. Такая обувь способствует хорошему проветриванию ног и быстрому испарению пота.

Очень важно, чтобы обувь соответствовала форме и размерам стопы и не препятствовала развитию ее. Тогда пальцы ног располагаются свободно, и ими можно шевелить. Поэтому, приобретая обувь, надо обязательно ее мерить. При этом следует учитывать, что длина стопы не остается неизменной, а увеличивается, особенно во время движения или в результате утомления, вызванного длительной ходьбой.

Следует избегать тесной обуви, которая нарушает кровообращение, деформирует пальцы, способствует образованию трудно заживающих язв, а в холодное время года — отмораживанию, усиливает потливость.

Подросткам не рекомендуется ходить в узкой обуви. Ношение ее часто ведет к искривлению пальцев, врастанию ногтей, образованию мозолей и способствует развитию плоскостопия. Последнее наблюдается и при длительной ходьбе в обуви без всяких каблуков, например тапочках. Слишком свободная обувь, приобретенная с запасом, на рост, или перешедшая к подросткам от родственников также может стать источником целого ряда неприятностей: ходьба в ней быстро утомляет и часто вызывает потертости, особенно в подъеме.

Ношение обуви с чужой ноги может привести к грибковым заболеваниям.

Обувь, отвечающая гигиеническим требованиям, поможет избежать неприятных, а подчас и болезненных явлений.