Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Оборудование школьных мастерских сложно и многообразно. Слесарно-механические мастерские оборудуются многоместными верстаками и станками (токарно-винторезный, настольно-сверлильный, заточный и др.). Столярная мастерская оборудуется столярными верстаками и станками по обработке дерева (токарный, сверлильный и др.). В каждой мастерской школы размещается 20 рабочих мест. Техническое оборудование мастерских должно соответствовать росту школьников, обеспечивать им условия для соблюдения правильного положения тела во время работы, исключать чрезмерное напряжение нервно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы и исключать опасность для жизни и здоровья.

Располагать станки и верстаки в школьных мастерских следует перпендикулярно или под углом 45° к светонесущей стене, так, чтобы свет падал с левой стороны. Первый ряд станков или верста­ков ставится на расстоянии не менее 150 см от наружной стены, проходы между рядами допускаются в 120 см, а между станками или верстаками — 80 см.

без наименованияРаботоспособность, продуктивность и удобство работы зависят от соответствия верстаков и станков росту учащихся. В частности, высота верстаков для работы по дереву должна быть следующая (см):

В случае несоответствия высоты станков или верстаков росту учащихся используются специальные подставки размером 55 x 75 см, высотой 5, 10 и 15 см. Целесообразно использовать универсальную подставку, конструкция которой дает возможность в зависимости от потребности изменять ее высоту на 5 см, получая подставку высотой 5, 10 и 15 см.

Движущиеся части станков во избежание травматизма закрываются защитными приспособлениями. На задней стенке слесарных верстаков устанавливается металлическая сетка с мелкими ячей­ками высотой 0,75 см, предохраняющая школьников от летящих осколков при обработке деталей.

Подростки, работающие в слесарных и столярных мастерских, должны быть знакомы с правилами внутреннего распорядка и техники безопасности. Эти четко написанные правила вывешиваются на видном месте.

Кабинет обслуживающих видов труда оборудуется специальными столами для черчения, раскроя материала, швейными машинами, манекеном и зеркалом для примерок. Швейные машины устанавливаются перпендикулярно окнам, в один-два ряда, так, чтобы свет падал на лапку слева. При наличии одного кабинета обслуживающего труда предусматривается специальное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывания.

Размеры лопат, мм (по И. В. Козырь)Инструменты, которыми пользуются дети и подростки в школьных мастерских, а также садово-огородный инструментарий, применяемый при работе на пришкольном участке и сельскохозяйственных работах, по размеру и весу должны соответствовать основным пропорциям тела учащихся и их возрастным возможностям. Инструментарий, по величине и конструкции не соответствующий силам детей, размерам кистей рук, вызывает быстрое снижение работоспособности, интереса к работе, затрудняет обучение, а иногда служит причиной травм. Размеры лопаты, применяемые для вскапывания почвы, установлены следующие (табл. 13).

Грабли рекомендуется применять двух размеров: для учащихся младшего школьного возраста —7—8-зубьевые, деревянные, для среднего и старшего школьных возрастов — 10-зубьевые желез­ные и 9-зубьевые деревянные. Мотыги также применяются двух размеров. Размер рабочей части мотыги для учащихся младшего школьного возраста составляет 100 x 90 мм, среднего и старшего возраста— 125 x 100 мм. Длина ручек у граблей и мотыг должна соответствовать росту учащихся, для учащихся младшего школьного возраста длина ручки не должна превышать 110 см, а для учащихся среднего и старшего возраста — 140 см. Необходимо, чтобы используемые детьми младшего школьного возраста лопаты, грабли, мотыги не превышали 400—600 г.