Оборудование лабораторий

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Оборудование кабинетов физики, химии, биологии несколько отличается от оборудования классных комнат. Столы для лабораторий изготавливаются трех типов: СУЛФ с электророзеткой — для лабораторий физики; СУЛХ с электророзеткой, колонкой для воды, колонкой для газа и лабораторной раковиной — для лаборатории химии; СУЛБ — для оборудования лабораторий биологии. Столы каждого типа изготовляются трех групп: В, Г и Д — соответственно для учащихся трех групп роста 146— 160, 161 — 175 и выше 175 см.

Кабинеты физики и химии необходимо оборудовать мебелью так, чтобы обеспечить удобное размещение школьников VIII — X классов (столы группы В — 3 шт., Г — 14 шт., Д — 3 шт.), по­скольку в соответствии с учебной программой они занимаются в лаборатории значительно больше времени, чем учащиеся VI — VII классов. В биологической лаборатории школьники IV — X классов работают одинаковое количество часов в неделю. Она должна быть оборудована лабораторными столами групп В (7 шт.), Г (11 шт.) и Д (2 шт.). Столы размещаются в три ряда с расстоянием между рядами не менее 60— 70 см.

Каждый стол должен быть снабжен электропроводкой со штепселем, газом и водой, поверхность столов покрыта кислотоупорным материалом; учителям необходимо следить за соблюдением учащимися правил техники безопасности при пользовании газом, электричеством, водой. .

В физической лаборатории проводятся опыты с применением ртути. Пары металлической ртути токсичны, они оказывают неблагоприятное воздействие на ряд функций организма детей и подрост­ков. Исходя из этого оборудование физического кабинета должно исключать возможность разлива ртути и попадания ее паров в воздух классного помещения: столы изготовляются с бортиками, полы покрываются линолеумом с поднятыми краями у плинтусов, чтобы предупредить попадание ртути на пол.

В химической лаборатории обязательно устройство вытяжного шкафа с электрическим побудителем, обеспечивающим быстрое удаление газов из кабинета. 

Важный вид оборудования учебных помещений — классные доски. По действующему ГОСТ классные доски могут быть темно-зеленого, темно-коричневого, черного и белого цветов. Наиболее приемлем темно-зеленый цвет, особенно при пользовании ярко-желтым мелом. Исследования показали, что при переписывании с доски зеленого цвета видимость повышается на 11%, ас черного — только на 0,1%.

В гигиеническом отношении важно, чтобы классная доска была без изъянов, трещин, шероховатостей и выпуклостей. Нижний край классной доски должен находиться на таком расстоянии от пола, которое позволяло бы удобно ею пользоваться; для учащихся младших классов на расстоянии 75 — 80 см, средних и старших — 80— 90 см.

Классные доски могут быть различной конструкции: ленточные, створчатые и чаще всего раздвижные с горизонтально перемещающимися поверхностями. Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, ванночки для хранения мела, тряпки, держатели для указки и чертежных приспособлений (угольника, линейки и др.). Для лучшего освещения классной доски у верхнего края ее следует установить местное освещение (софит).

Для современной школы большое значение имеет рациональное устройство столов для педагогов. Конструкция столов для педагогов и демонстрационных столов должна учитывать все виды деятельности учителя: предоставлять ему возможность удобно сидеть, писать, читать, демонстрировать опыты. Столы снабжаются отделениями для хранения проигрывателя, магнитофона, кодоскопа, набора таблиц п пособий для данного урока. На столе должно быть отведено место для пульта дистанционного управления техническими средствами обучения. Стол учителя размещается обычно перед первой партой первого ряда (у окна) или среднего ряда.

Для хранения пособий, коллекций, карт, таблиц и других демонстрационных учебных пособий разработаны различные варианты шкафов с выдвижными ящиками, лотками, полками. Шкафы рас­полагаются у задней стены кабинета или у внутренней продольной стены.