date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

На протяжении многих десятилетий в наших школах в качестве основной мебели применялась парта Эрисмана. Это двухместная парта, состоящая из неподвижно скрепленных между собой стола и скамьи (крышка стола наклонная, дистанция скамьи отрицательная). В 1964 г. были утверждены стандарты на ученическую мебель, в которых нормировались основные размеры школьной мебели, важнейшие ее гигиенические и технические качества. В соответствии с этими стандартами до 1971 г. выпускалась школьная мебель семи размеров — от 6 до 12-го номера с ростовым интервалом 10 см. Мебель небольших размеров (от 1 до 5-го) предназначалась для детских садов и яслей. В последние годы в связи с акселерацией потребность школ в партах № 6 уменьшилась, мебель этого размера в большей степени требуется воспитанникам детских садов.

Рассаживание учащихся в классе сопряжено с трудностями, поскольку размер парт должен соответствовать росту школьника. Задача осложняется двухсменностью занятий в некоторых школах, что влечет за собой размещение в одних и тех же классах, а следовательно, на одних и тех же партах учеников различных ростов. Однако с этой трудностью можно справиться, предоставляя обеим сменам параллельные классы или близкие друг другу по возрасту (разница в возрасте не должна превышать один год).

Сложнее преодолеть трудность рассаживания учащихся в классе в связи с кабинетной системой занятий, когда в одной и той же классной комнате занимаются ученики с IV по X класс. Так как рост учащихся этих классов составляет 130—190 см, для обеспечения их мебелью в соответствии с ростом (при ростовом интервале 10 см) необходимо иметь 4 — 5 номеров мебели. В разных классах процентное распределение одних п тех же ростовых групп совершенно различно. При наличии в школе одного кабинета, даже при оборудовании его четырьмя номерами мебели, несоответствие мебели росту учащихся составляет 40 — 60%. При наличии двух номеров парт (столов) несоответствие доходит в отдельных кабинетах до 80%. Выходом из такого положения могло быть использование мебели, в которой каждый учащийся до начала занятий мог бы привести высоту сиденья и стола в соответствие со своим ростом. Однако до настоящего времени не разработано сколько-нибудь удовлетворительной конструкции мебели, которая позволила бы просто и надежно менять ее размер.

Все это привело к укрупнению ростовых групп. Чтобы выяснить гигиеническую целесообразность изменения ростовой группировки школьной мебели, были проведены антропометрические и физиологические исследования. Сравнение основных величин и их изменчивости у школьников внутри ростовых групп показало, что расширение границ ростовых групп с 10 до 15 см вполне допустимо.

Основные размеры парт, столов и стульев ученических, смАнализ роста учащихся 7—17 лет выявил, что для оборудования всех классов необходимы пять размеров мебели. Новые стандарты 1971 и 1972 гг. на столы, стулья и парты ученические составлены на пять номеров мебели при ростовом интервале 15 см. Чтобы не было путаницы со старыми номерами школьной мебели, в новых стандартах введена буквенная система нумерации: А — для учащихся ростом до 130 см включительно; Б — для учащихся ростом от 131 до 145 см; В — от 146 до 160, Г — от 161 до 175, Д — для учащихся выше 175 см (табл. 10).

Для удобства контроля за правильностью комплектования столов и стульев введена цветовая маркировка. На внешней поверхности обеих опор стула и стола должна наноситься цветная полоса шириной 20 мм или круг диаметром 28 мм: для мебели группы А желтого цвета, Б — красного, В — голубого, Г — зеленого и группы Д — белого цвета.

Потребность в различных номерах мебели по классам средней школы, %Учебные помещения I—III классов оборудуются партами. Максимальный рост учащихся этих классов не превышает 160 см, поэтому при ростовой группировке с интервалом 15 см необходимы три группы парт: А, Б, В. Учебные кабинеты учащихся IV—X классов оборудуются столами и стульями групп Б, В, Г, Д, что соответствует росту учащихся этих классов. В результате анализа ростового состава учащихся средней школы была определена потребность в группах мебели по классам и кабинетам (табл. 11).

Ориентировочно в учебных помещениях I—II классов необходима мебель групп А и Б; III классов — групп А, Б, В; IV классов — групп Б и В.

Потребность в столах различных групп в зависимости от числа кабинетовУчебные кабинеты для школьников IV—X классов оборудуются столами, количество которых зависит от числа кабинетов для преподавания данного предмета (табл. 12).
Первыми во всех рядах ставят мебель наименьших, далее возрастающих размеров. При необходимости поместить мебель больших размеров ближе к доске ее следует ставить только первой в крайних рядах.

При рассаживании учитывается не только рост учащихся, но и состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого школьника. Рабочие места в учебных помещениях за первыми и вторыми столами отводятся школьникам с пониженным слухом. Учащихся с нарушениями зрения размещают в благоприятных условиях естественного освещения, за первыми партами в ряду у окна. Школьникам, страдающим ревматизмом, а также склонным к простудным заболеваниям, рабочие места отводятся дальше от окон.

Размещение мебели в классе должно отвечать следующим гигиеническим требованиям. Парты или столы устанавливаются в три ряда вдоль класса с таким расчетом, чтобы свет падал с левой стороны. Первый ряд парт, расположенный около окон, должен отстоять от стены на расстоянии не менее 0,6 —0,7 м, расстояние между внутренней стеной класса и партами (столами) 0,5 м, от задней стены до парт 0,4 — 0,5 м. Расстояние от доски до первых парт или столов 2,4 — 2,7 м. Третий ряд парт, расположенный вдоль внутренней стены, должен располагаться на расстоянии не более 6 м от окон, так как в противном случае учащиеся, сидящие в этом ряду, будут находиться в недостаточно удовлетворительных световых условиях. Последние парты, расположенные у задней стены класса, должны отстоять от классной доски не далее 8 м, так как более отдаленное их расположение связано с чрезмерным напряжением зрения и слуха учащихся. Проходы между рядами парт должны допускать свободное передвижение учащихся (0,6 — 0,7 м).