Физиологическое обоснование правильной посадки

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Основной вид классной мебели — парта или стол со стулом. От правильного устройства стола, стула и парты и соответствия их элементов пропорциям тела и росту учащихся зависит правильная поза детей во время работы, предупреждающая раннее утомление, искривление позвоночника и обеспечивающая нормальную деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем и зрительного анализатора.

Проблема рациональной позы во время занятий была предметом изучения специалистов многих профилей. Бесконтрольная поза школьников на уроках характеризуется разнообразием положений туловища, головы и конечностей. «Передняя поза» с различной степенью наклона туловища вперед типична для чтения и письма; отклонение корпуса назад — «задняя поза» — характерна при выслушивании объяснений, не сопровождающихся записями, рассмотрении демонстрационного материала, в моменты отдыха. Предъявляемое иногда к учащимся требование педагогов сохранять на уроках вынужденно выпрямленную позу негигиенично. К недостаткам выпрямленной позы относятся быстро возникающее мышечное утомление, а также слишком большое расстояние от глаз до рабочей поверхности (в среднем 48 см). Чтение и письмо в такой позе затруднительны. Для работ, связанных с чтением и письмом, с гигиенической точки зрения, наиболее целесообразна поза с легким наклоном вперед. Кроме того, плечевой пояс, передняя стенка грудной клетки, линия седалищных бугров и край стола должны быть параллельны друг другу, глаза должны находиться из расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от тетради, ноги образовывать в тазобедренном и коленном суставах прямые или слегка тупые углы и опираться полной стопой на пол или подножку, бедра почти полностью (не менее 2/3 и не более 3/4 их длины) должны лежать на сиденье; предплечья и кисти рук симметрично располагаться па столе; туловище следует отодвинуть на 3—5 см (ширина кисти руки школьника) от края стола, а спиной опираться па спинку скамьи на уровне поясницы (см. Правильная посадка ученика за партойрис. 6). Такая посадка обеспечивает необходимое число точек опоры (сиденье, спинка скамьи, пол или подножка), что уменьшает мышечное напряжение, предупреждает раннее утомление, сохраняет работоспособность учащихся и способствует сохранению их здоровья. Невозможность использовать спинку сиденья для опоры ведет к неравномерному напряжению различных мышечных групп, в результате чего возникает мышечная ассиметрия, которая со временем становится привычной и служит причиной нарушения осанки — кособокости, сутулости, а иногда и искривления позвоночника.

Правильная посадка создает условия для нормальной функции органов, расположенных в грудной и брюшной полостях, особенно легких, сердца и крупных кровеносных сосудов. При сильном нак­лоне затрудняется дыхание, оно становится поверхностным, ухудшается снабжение органов, тканей и организма в целом кислородом. Затрудняется работа органов кровообращения, что может сыграть определенную роль в развитии некоторых патологических состояний.

Правильная посадка обеспечивает благоприятные условия для органа зрения, создавая оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради (25 — 26 см у младших школьников и 30 — 35 см — у средних и старших).

Школьники нарушают посадку в основном в результате двух причин: или вследствие несоответствия мебели гигиеническим требованиям, или чаще из-за отсутствия у школьников навыка пра­вильной посадки. Для выработки навыка правильной посадки необходимо, чтобы учителя и педагоги в течение всех лет обучения школьников следили за их рабочей позой.