Воздушно-тепловой режим в школьном здании

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

В закрытых помещениях вследствие жизнедеятельности человеческого организма меняются химико-физические свойства воздуха: увеличивается количество углекислого газа, повышается тем­пература и запыленность, изменяется электрическое состояние (уменьшается количество отрицательных и легких ионов и нарастает число тяжелых и положительных). Изменяются и биологи­ческие свойства воздуха. В результате жизнедеятельности организма повышается бактериальная загрязненность воздуха, куда поступают различные продукты распада, в том числе и дурно пахну­щие вещества, выделяемые кожей, кишечником, грязной одеждой и др. Все это ухудшает воздух закрытых помещений. Пребывание учащихся в таких помещениях может вызвать у них головную боль, слабость, недомогание, апатию, ослабить внимание и память, снизить работоспособность.

Гигиенически полноценным считается такой воздух, который по своим качествам приближается к незагрязненному атмосферному или почти соответствует ему.

Исследованиями установлены наиболее оптимальные гигиенические нормативы воздушных условий в помещениях школ: в классах и кабинетах температура воздуха должна составлять 21 °С для северных широт нашей страны, 18 °С — для средней полосы и 17 °С — для жарких районов Советского Союза; в мастерских по обработке дерева и металла температура воздуха не должна превы­шать 16 — 18 °С; в спортивном зале — 15 — 17 °С; в рекреациях — 16 — 18 °С, относительная влажность должна быть 40 —60%; скорость движения воздуха — в пределах 0,2 — 0,4 м/с.

О качестве воздуха в помещениях судят по количеству углекислого газа в нем, так как с нарастанием содержания углекислоты изменяются физические свойства воздуха, повышаются его темпера­тура и влажность, изменяется электрическое состояние, накапливаются продукты жизнедеятельности организма.

Установлено, что предельно допустимая концентрация СО2 в помещениях для детей составляет 0,1%. Более высокое содержание углекислоты вследствие изменения физических и биологических свойств воздуха может оказать неблагоприятное влияние на детский организм.

Для того чтобы воздух в школьных помещениях в продолжение всего учебного дня отвечал гигиеническим требованиям, на каждого ученика в течение часа должно быть не менее 16 — 20 м3 объема воздуха. Поскольку кубатура, т. е. количество воздуха в классе на одного учащегося, не превышает 5 м3, для обеспечения благоприятных условий среды необходима 3 — 4-кратная смена воздуха в классной комнате. В помещениях происходит естественный воздухообмен, а также обмен через вентиляцию.

В основу проектирования школьных зданий положена система, сочетающая центральную вытяжную вентиляцию с притоком атмосферного воздуха, или аэрацией.

При аэрации атмосферный воздух проникает через поры в стенах, щели в рамах и дверях. Положительное значение аэрации доказано многими гигиеническими исследованиями. При широкой аэрации воздух в помещении по своим свойствам приближается к атмосферному, возникают пульсирующие токи, которые способствуют закаливанию организма школьников. Для усиления естественного воздухообмена устраиваются специальные устройства (форточки, фрамуги, открывающиеся окна). Кроме того, для эффективности аэрации при строительстве школьного здания во внутренних стенах прокладывают вытяжные каналы, которые, открываясь в классное помещение одним—двумя отверстиями под потолком, способствуют удалению испорченного воздуха. Система вытяжной вентиляции может быть основана на естественном побуждении, обусловливаемом разницей температур наружного и внутреннего воздуха, и механическом. Доказано, что система вытяжной вентиляции, основанная на естественном побуждении, малоэффективна. Она обеспечивает в классе лишь 1,5 — 2-кратный воздухообмен вместо 3 — Правильно устроенная фрамуга4-кратного. При механической вытяжной вентиляции воздухообмен значительно возрастает.

Эффективность аэрации классных помещений в значительной степени зависит от правильности устройства фрамуг (рис. 4). Для достаточной аэрации классных комнат фрамуга должна составлять не менее 1/60 часть площади пола помещения. Благодаря особому устройству фрамуги создается возможность аэрировать классные помещения в присутствии учащихся. Струя воздуха в этом случае направлена вверх, к потолку, где прохладный воздух, соприкасаясь с нагретым, несколько согревается, и учащиеся не чувствуют холодного дуновения.

Весьма эффективно проветривание классных комнат через открытые окна, что дает возможность производить смену воздуха за более короткий промежуток времени. Вследствие этого в каждом классе следует оставлять неутепленным одно — два окна.

Прекрасное средство воздухообмена — сквозное проветривание, т. е. одновременное проветривание через окна и двери класса, Через 5 мин сквозного проветривания при любом состоянии погоды количество углекислоты в воздухе класса снижается почти до концентрации ее в атмосферном воздухе. Однако при положительном значении сквозного проветривания классов сквозняки могут способствовать возникновению и обострению катаральных явлений, хронического тонзиллита, увеличению неврологических болей и т. д., поэтому сквозное проветривание в классе нужно проводить в отсутствие школьников.

Сквозное проветривание проводится перед началом занятий и по окончании их, а также в перерыве между первой и второй сменами. Длительность его зависит от температуры наружного воздуха: при температуре ниже О °С проветривать учебное помещение следует 10 — 20 мин, а выше О °С — в течение 30 — 60 мин. Учебные помещения во время перемен проветриваются через окна и фрамуги, При устройстве фрамуг с боковыми щитками возможен постоянный доступ свежего воздуха в класс даже при температуре воздуха на улице ниже О °С.

Аэрация классных комнат должна контролироваться термометром, который располагается на уровне 1,0 — 1,2 м от пола. При понижении температуры воздуха в классе до 12 — 14 °С следует закрыть окна и фрамуги.