Гигиенические требования к основным и вспомогательным помещениям школы

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

К основным помещениям школ относятся классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории, спортивный зал, мастерские, кабинет обслуживающих видов труда; к вспомогательным (общешкольным) — пищеблок, вестибюль с гардеробом, рекреационные залы и коридоры, библиотека с читальным залом, лаборантские, инструментальная, комната учебных пособий, раздевальни и душевые при спортивном зале, туалеты и др. Сюда же относятся служебные помещения (кабинет директора, учительская, канцелярия, кабинет заведующего учебной частью и кабинет врача).

Учебные помещения делятся на собственно учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные. Первые размещаются на любом этаже здания, кроме цокольного и подвального, рядом с местами для отдыха, гардеробами и выходом на пришкольный участок. Они отделены от общешкольных помещений, чтобы исключить проникновение в них запахов, пыли и шума. Учебно-производственные и учебно-спортивные размещаются на первом этаже (в торце здания) в специальных блоках или в отдельных зданиях.

Основными видами учебных помещений являются классная комната и учебный кабинет.

Классная комната обычно имеет прямоугольную форму с размещением окон на одной длинной стороне. Площадь её не менее 50 м2 из расчета 1,25 м2 на одного учащегося. Глубина (расстояние от окон до противоположной стороны) составляет 6,0 —6 ,3 м, длина — 8,0 —  8,4 м, высота — 3,0 м. Такие размеры обеспечивают благоприятные условия для занятий: учащиеся хорошо слышат речь учителя и без напряжения зрения видят написанное на доске. Угол рассматривания (горизонтальный угол между линией взора с плоскостью классной доски) составляет 35—40°, что создает наиболее благоприятные условия для зрительной работы учащихся во время чтения и письма.

В некоторых экспериментальных проектах школьных зданий архитекторами предлагается квадратная (глубина и длина одинаковые) и поперечная формы классных комнат (глубина больше длины). В таких классах парты устанавливают в четыре ряда, расстояние от классной доски до первых парт сокращается (менее 1,6 м), поэтому учащиеся, сидящие на передних партах в первом от окон и в четвертом рядах, написанное на доске видят под меньшим углом зрения (менее 35°). Это сопровождается большим напряжением зрения и ведет к быстрому наступлению утомления и способствует искривлению позвоночника. Вот почему занятия в таких классах, особенно с поперечной конфигурацией, недопустимы.

В классах квадратной конфигурации указанные выше недостатки можно избежать, увеличив размеры помещения до 64 м2 (8×8). Тогда расстояние от классной доски до первых парт будет состав­лять 3 м, а угол рассматривания— > 35°. Однако с увеличением глубины классного помещения уровень освещенности на поверхности парт, расположенных в четвертом от окон ряду, будет недостаточным, даже при устройстве дополнительного светового проема со стороны коридора.

Начиная с IV класса в средних школах введена кабинетная система. Площадь кабинетов должна быть больше, чем класса (до 66 м2), за исключением кабинета иностранного языка (32 м2), так как занятия в нем обычно проводятся с половиной учащихся класса. Количество их зависит от наполняемости школы (от одного до трех кабинетов по каждому учебному предмету), за исключением кабинетов географии, черчения, военного, ТСО и пения. Занятия в кабинетах позволяют широко использовать технические средства обучения в процессе занятий.

Однако при кабинетной системе сокращается продолжительность перемен, нарушается режим проветривания, рассаживание учашихся в соответствии с их ростом. Для размещения кабинетов в здании школы рекомендуется пользоваться вертикальными или горизонтальными связями между учебными кабинетами. Например, но вертикальной связи в отдельных блоках размещаются учащиеся V— VII и VIII — X классов. При горизонтальной связи на одном этаже школы находятся учащиеся двух-трех смежных классов. Например, первый этаж отводится для IV — VI классов, второй — для VII — VIII, третий — для IX — X классов.

Лаборатории предназначаются для выполнения учащимися лабораторных занятий по физике, биологии, химии. Они обычно занимают крылья здания. Лаборатории химия и физики, оборудованные вытяжными шкафами, размещаются на последнем этаже, а биологии, с уголком живой природы — на первом.

К помещениям для трудового обучения относятся столярные и слесарные мастерские (для мальчиков IV — VIII классов), кабинеты домоводства, швейный (для девочек IV — VIII классов) и мастерская для практикумов учащихся IX — X классов.

В школах небольшой вместимости (192—624 учащихся) допускается одна комбинированная учебная мастерская (66—82 м2) с помещением для инструментальной. Мастерские должны иметь звукоизолирующие капитальные стены и перекрытия. Они размещаются в торцах здания с отдельным выходом на участок.

Наиболее рациональной формой трудового обучения учащихся является организация межшкольных учебно-производственных мастерских. Производственное обучение учащихся целесообразно проводить не на производственных предприятиях, а в межшкольных учебно-производственных комбинатах (учебных центрах).

Спортивный зал предназначен для занятий по физическому воспитанию учащихся и занятий спортом. Он располагается либо на первом этаже с отдельным выходом на спортивный участок, либо в отдельном здании. При спортивном зале предусматривается снарядная для хранения гимнастических снарядов, комната инструктора, две раздевальни (0,8 м2 на одного школьника) с душевыми и туалетом.

Рекреационные помещения предназначены для отдыха учащихся во время перемены. Это могут быть коридоры или залы. Они также используются для сквозного проветривания учебных помещений. Чтобы не было большого скопления детей в одном помещении, рекреации размещают равномерно по всему зданию. Длина коридора, используемого для перемены, должна составлять 50—60 м, а ширина — не менее 2,8 м.

Площадь рекреационных помещений в школах, расположенных в I — III климатических районах, рассчитывается исходя из 0,6 м2 на одного учащегося; в IV климатическом районе — 0,42 м2. Цен­трализованный гардероб размещается на первом этаже при вестибюле, децентрализованный — в учебных секциях. Последний вариант необходим в школах большой вместимости, чтобы избежать большого скопления детей и встречных потоков, предупредить распространение инфекционных заболеваний среди школьников. Устройство раздельных гардеробов для учащихся младших, средних и старших классов обеспечивает быстрое и удобное обслуживание школьников. Такие гардеробы необходимы, кроме того, в противопожарных целях. При гардеробах предусматриваются сушильные шкафы.

Площадь раздевален вместе с вестибюлем рассчитывается исходя из 0,25 м2 на одного человека. Размеры вестибюля должны быть больше раздевальни, а окна для выдачи одежды — с длинны­ми прилавками (не менее 1 м на 40 учащихся).

Столовая (буфет) с отдельным выходом на хозяйственный двор размещается в специальном блоке на первом этаже или в цокольном этаже. Предназначена она для приготовления горячей пищи. В школе малой вместимости достаточен буфет, состоящий из зала для приема пищи и подсобного помещения. В школе средней и большой вместимости предусматриваются столовая с помещениями, комплекс которых зависит от способов приготовления пищи — из сырья или полуфабрикатов. Перед входом в столовую устанавливаются умывальники (один кран на 20 мест).

Площадь обеденного зала рассчитывается исходя из 0,65—0,75 м2 на одно посадочное место. Обеденные залы оборудуют столами на 4—6—10 мест в таком количестве, чтобы одновременно охватить питанием 25% учащихся. Время приема пищи в столовой или буфете устанавливается школьным расписанием. Контроль за работой пищеблока осуществляет директор школы и медицинский персонал.

Библиотека с читальным залом и книгохранилищем размещается на втором или третьем этажах. Размеры их зависят от типа школы и количества учащихся в ней.

Актовый зал с эстрадой, комнатой для киноаппаратуры имеет не менее двух выходов. Организуется он на последнем этаже, чтобы не нарушать режима школ. Площадь его устанавливается из расчета 0,6 м2 на одного человека. Площадь зала должна одновременно вмещать не менее 20—25% всех учащихся. Если площадь актового зала составляет 150 м,2 высота его должна быть 4 м, если меньше 150 м2, — 3 м.

Для кабинета врача в школах небольшой вместимости (до 30 классов) достаточна одна комната (12 м2). В школах большой вместимости нужны две комнаты (15 и 12 м2), одна из которых предназначена для зубного врача. Кабинет врача располагается на первом этаже.

Учительская размещается рядом с учебными помещениями (1,5— 2,5 м2 площади на один класс).

Туалеты с умывальными (для мальчиков и девочек) предусматриваются на каждом этаже (0,2м2 на одного учащегося), для персонала школы — отдельно.

В птколах, где имеются группы продленного дня, выделяют одно-два дополнительных помещения для тихих игр детей (площадью 50 —6 0 м2), которые непосредственно сообщаются с классами. Такая планировка целесообразна для школ, работающих в одну смену. В двухсменных школах все необходимые для школьников помещения (классы для приготовления уроков, комнаты для тихих игр, дневного сна) объединяются в отдельные блоки или секции.

Школы продленного дня организуются в зданиях с полным набором учебных помещений. Из них одна две классные комнаты оборудуются под спальные для учащихся I—II классов и детей с ослабленным здоровьем, выделяется помещение для хранения кроватей и постельных принадлежностей. Если для этих целей существующие помещения использовать невозможно, то делают пристройку к школьному зданию, в которую входят веранда (2,5м2 на одно спальное место), игровые комнаты, гимнастический зал и пищевой блок с обеденным залом.

В последние годы, особенно в больших городах, значительно повысилась этажность жилых домов, что привело к укрупнению микрорайонов и, следовательно, к увеличению количества детей школь­ного возраста. В связи с этим возникла необходимость строительства школ большой вместимости (на 40—50 классов). Они состоят из отдельных блоков, или секций, соединенных между собой теплыми переходами. Строительство таких школ экономично, позволяет обеспечить учащихся всеми необходимыми кабинетами, что делает обучение более эффективным.