Гигиенические требования к планировке школьного здания

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

При строительстве новых школьных зданий и реконструкции существующих соблюдаются строительные нормы и правила, утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства — СНиП 11—65—73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты».

Школа должна обеспечивать учащимся благоприятные условия для учебных занятий, всестороннего физического воспитания, отдыха, проведения внешкольных занятий и правильного питания.

Школьные здания рекомендуется строить малоэтажными — не выше двух этажей в сельской местности и малонаселенных районах и не выше трех этажей в городах. Строительство четырехэтажных зданий допускается только в условиях плотной городской застройки.

Планировка школьного здания должна предусматривать дифференцированное обучение учащихся разных возрастных групп, отделение общешкольных помещений от учебных, приближение послед­них к рекреациям, санузлам, гардеробам и выходам на пришкольный участок, возможность изоляции групп учащихся при возникновении инфекционных заболеваний, благоприятные условия воздушной среды, теплового и светового климата.

В пятиэтажных школах с одним общим выходом для школьников и централизованным гардеробом использование перемен на открытом воздухе для отдыха учащихся осложняется. В них нельзя осуществить дифференцированный режим обучения, в коридорную рекреацию выходят по 6—8 классов. Учебные помещения не изолированы от общешкольных. Размещение спортивного зала на верхних этажах затрудняет проведение занятий физкультурой на пришкольном участке. Размещение учебных помещений по обе стороны коридора исключает не только правильную ориентацию окон учебных помещений, ухудшая тем самым естественное освещение, но и достаточную вентиляцию помещений для отдыха и занятий. Расстояние от учебных помещений до спортивного зала и столовой удлиняется, образуются встречные потоки на лестницах, эвакуация школьников из здания в случае необходимости затрудняется. Кроме того, постоянные подъемы учащихся с нижних этажей на верхние часто утомительны для неокрепшего организма ребенка и создают излишнюю нагрузку на сердце, вследствие чего повышается кровяное давление, учащается пульс и т. п.

Блочная структура школьного здания обеспечивает возможность дифференцированного режима для разных возрастных групп учащихся, создает оптимальные условия для отдыха во время перемен и изоляцию в случае возникновения инфекционного заболевания.

В школах с секционной структурой учебные помещения расположены близко от гардероба и входа в здание.

Наилучшее решение имеют проекты школьных зданий с центрической учебной секцией, рассчитанные на активный метод обучения с применением технических средств. В составе секции наряду с кабинетами для фронтальных занятий, самостоятельной работы и лаборантскими есть зальная рекреация. В случае необходимости ее можно использовать как аудиторию, а во время перемены организовать подвижные игры.

При строительстве школ большой вместимости площадь земельного участка должна быть увеличена до 3—5 га, а радиус обслуживания не более 0,5 км. В них предусматриваются 2 обеденных зала, несколько гардеробов для разных возрастных групп учащихся и обязательная изоляция учащихся начальных классов с размещением их в отдельных блоках.

Учебные корпуса ПТУ не должны превышать четырех этажей. Этажность учебно-производственных зданий зависит от профиля училища.