Земельный участок школы

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Каждая школа должна иметь благоустроенный земельный участок. Он предназначается для пребывания учащихся на открытом воздухе во время перемен и в свободное от занятий время, проведения оздоровительных, воспитательных и учебных занятий, предусмотренных программой по биологии, географии, физической культуре и др. Во время летних каникул школьный участок можно использовать для организации пионерского лагеря.

В I климатическом районе, где учащиеся значительную часть времени года из-за неблагоприятных условий проводят в здании школы, участок может быть меньше по сравнению с участками тех климатических районов, где погодные условия позволяют школьникам много времени проводить на открытом воздухе.

На школьном участке выделяют четыре зоны:

1. Спортивная. Предназначена для физического воспитания учащихся в учебное время и организации занятий в спортивных секциях. Размещается зона в глубине участка, вдали от здания школы. Она составляет около 40% площади всего земельного участка. В этой зоне находятся спортивные площадки для игр, беговая дорожка, ямы для прыжков и др. Спортивные площадки ориентируют в направлении север — юг (продольные оси). Это делается для того, чтобы слепящие лучи солнца во время игр не попадали в глаза. Площадки отгораживаются одна от другой невысоким кустарником, гимнастические — посыпаются песком, гравием и щебнем. В спортивной зоне предусматриваются площадки для оздоровительных целей — приема солнечных и воздушных ванн. Зимой спортивные площадки используются для катания на коньках и лыжах.

2. У ч е б н о – о п ы т н а я. Предназначена для проведения занятий по природоведению, естествознанию, географии и другим предметам. Она составляет около 10% общей площади земельного участка. Здесь размещаются опытные культуры, плодовые деревья, ягодные кустарники, огород, цветники, парники, уголок животных и др. Эта зона имеет большое педагогическое и оздоровительное значение. Работа на учебно-опытных площадках помогает вырабатывать у школьников навыки сельскохозяйственного труда, прививает им любовь к природе. Активная деятельность учащихся сочетается с их пребыванием на свежем воздухе, что благотворно сказывается на состоянии их здоровья. В этой зоне размещаются также географическая и метеорологическая площадки, для которых выбирают открытое место на расстоянии не менее 35 м от школьного здания.

Место для учебного тира отводится либо на территории учебно-опытной зоны, либо в здании школы.

3. Зона отдыха. Размещается вблизи от основных выходов из здания школы. Предназначается для отдыха учащихся разных возрастных групп. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха. Последние лучше разбивать поближе к саду учебно-опытной зоны, подальше от площадок для подвижных и спортивных игр.

4. Хозяйственная зона. Предназначена для хозяйственных нужд школы. Размещается в глубине школьного участка, с отдельным въездом с улицы. В хозяйственной зоне размещаются мусоросборник и другие хозяйственные постройки на расстоянии не менее 25 м от окон школьного здания и кухни. От других участков школы хозяйственный двор отделяется зелеными насаждениями.

Земельный участок школы со всех сторон обносится изгородью. Между красной линией улицы и фасадом школы предусматривается естественная изгородь из густых кустарников, так называемая защитная зона шириной не менее 1,5 м по периметру всего участка и не менее 6 м со стороны улицы. Площадь озеленения, включая учебно-опытный участок, зону отдыха п другие зеленые насаждения, должна составлять не менее 40—50% площади всего участка. Высокорастущие деревья сажают на границе участка с улицей, а низкорастущпе деревья и кустарники — со стороны школьного здания. Сажать деревья и кустарник с ядовитыми плодами, с колючками, а также с летающими плодами (тополь, ива и т. п.) на территории участка школы нельзя.

Зеленые насаждения улучшают микроклимат участка и учебного здания, уменьшают концентрацию пыли, увлажняют воздух, поглощают звуки уличного шума, уменьшают силу ветра, интенсивность инсоляции, повышают содержание в воздухе легких ионов на 29 —  34%, благотворно влияют на состояние нервной системы. Даже небольшая полоса зеленых насаждений шириной 10—20 м уменьшает запыленность воздуха на 20—40%. Так, за 12 ч летнего дня 1 га зеленой поверхности листвы в городе поглощает 180 кг углекислого газа и выделяет 140 кг кислорода. А такие растения, как жасмин, черемуха и некоторые другие, обладают бактерицидным действием. Кроме того, зеленые насаждения имеют большое эстетическое значение.

В школах I климатического района для озеленения участка применяют травы, цветы, кустарник и другие низкорослые растения; в школах IV климатического района — высококронные деревья, которые, понижая температуру воздуха, не мешают проветриванию участка.

Все входы и въезды на участок, проезды и дорожки покрываются асфальтом, щебнем, бетоном или другими строительно-дорожными материалами. Асфальтировать всю территорию школьного участка, особенно в условиях жаркого климата, недопустимо. Раскаленный асфальт выделяет вещества, вредные для организма. Известно, например, что при температуре воздуха 24—25° и асфальта 35 °С тепловое состояние детского организма ухудшается. Покрытия из крупных бетонных плит, между которыми имеются разрывы, обеспечивают лучший сток воды и не ухудшают воздушную среду. Площадки для отдыха, занятий спортивными играми лучше засеивать травами.