Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Самостоятельная работа дома по приготовлению учебных заданий занимает у детей всех возрастов довольно значительное время, К выполнению домашних уроков школьник приступает с уже ухудшившейся под влиянием предшествующей деятельности в школе работоспособностью, поэтому очень важно правильно определить время начала приготовления уроков. Как было отмечено, функциональное состояние центральной нервной системы, ее возбудимость, а значит, и работоспособность школьников подвержены суточным колебаниям. Известно, что и во второй половине дня, приблизительно с 16 ч, наблюдается подъем работоспособности, поэтому начинать приготовление домашних уроков лучше всего в 16 ч.

Для учащихся второй смены целесообразнее готовить уроки после завтрака.

Работоспособность школьников во время приготовления домашних уроков зависит от окружающих условий. Для учебной работы школьнику должно быть выделено особое место.

Важное условие успешного приготовления уроков — строго определенное время занятий. В этом случае вырабатывается условный рефлекс на время, быстрее устанавливается оптимальный уровень работоспособности, школьники быстрее врабатываются, легче запоминают и усваивают материал.

В соответствии с Уставом средней школы максимально допустимая продолжительность приготовления домашних уроков составляет для учащихся I класса 1 ч, II — 1,5 ч, III —IV − 2 ч, V—VI — 2,5 ч, VII — 3 ч, VIII—X — до 4 ч. Но наиболее эффективная продолжительность уроков, выявленная в результате экспериментальных исследований, составляет для учащихся I класса 1ч, II — 1,0—

1,5 ч, III−IV − 1,5−2,0 ч, V−VII − 2,0−2,5 ч и VIII−X − 3,0 ч. Слишком продолжительные домашние учебные занятия неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья учащихся, так как сокращают продолжительность сна и время активного отдыха на открытом воздухе. Кроме того, слишком длительная домашняя работа резко снижает работоспособность, что ухудшает качество приготовления уроков.

Перед приготовлением домашних заданий школьник должен отдохнуть на свежем воздухе. Активный отдых в виде подвижных игр оказывает положительное влияние на функциональное состояние клеток коры головного мозга, но только в том случае, если продолжительность прогулки не превышает 1,5 ч. Слишком продолжительные игры на свежем воздухе перед приготовлением уроков не только не восстанавливают работоспособность, но, наоборот, снижают ее: школьники становятся вялыми, сонливыми, и им не до уроков.

Во время приготовления уроков следует через каждые 45 мин занятий устраивать перерывы продолжительностью в 10 мин, в течение которых проветривать помещение и выполнять несколько фи­зических упражнений. Работу над домашними заданиями следует начинать с предмета средней трудности, затем переходить к трудным и завершать работу легкими предметами. Рекомендуется чередовать естественные и гуманитарные предметы.

Комнату следует проветрить, в теплое время года уроки надо делать при открытых окнах и форточках. Очень важна спокойная обстановка во время приготовления уроков. В комнате, где школьник выполняет домашние задания, должны быть полностью исключены разговоры, следует выключить телевизор и радио.