Особенности режима школ, групп продленного дня и школ-интернатов

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

В настоящее время распространены три основные формы продленного дня: школа с продленным днем, класс и группа с продленным днем в общеобразовательной школе.

Школы с продленным днем, так же как и школы-интернаты, одновременно с высоким уровнем образования призваны содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей и подростков. Правильная организация режима в школах продленного дня требует определенных условий: соответствующих гигиеническим требованиям помещений, рационального оборудования, благоустроенного участка и ограниченного коллектива учащихся.

В школах и группах продленного дня можно выделить два основных варианта режима дня. Один из них копирует учебный день обычной школы: после окончания классных занятий дети гуляют, обедают и приступают к выполнению домашних заданий под руководством воспитателя. Второй вариант режима отличается тем, что домашние задания учащиеся выполняют в первую половину дня, вслед за основными уроками, под руководством учителя, а так называемые легкие предметы — рисование, труд, пение, физкультура — переносятся на вторую половину дня. Исследования показали, что второй вариант, предусматривающий проведение трудной умственной работы в первую половину дня, оказывает более благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся.

В школах продленного дня должно быть хорошо поставлено физическое воспитание. В режиме дня отводится время для гимнастики до начала занятий, для подвижных игр и спортивных развлечений на открытом воздухе, для работы спортивных секций и секций общей физической подготовки. Предусматриваются также время и условия для творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся.

Учащимся I и II классов отводится время для дневного сна. Дневной сон в течение 1,0—1,5 ч, проходящий в гигиенически полноценных условиях, восстанавливает работоспособность организма 7— 10-летних детей в большей мере, чем активный отдых. Учащимся с ослабленным здоровьем желательно обеспечить сон на свежем воздухе в течение 1,0—1,5 ч и прогулки продолжительностью в 3,0—3,5 ч.

Постоянное пребывание детей и подростков в школе-интернате под контролем воспитателей позволяет правильно организовать режим дня, рационально, с учетом всех гигиенических требований по­строить учебно-воспитательный процесс, не превышать величину учебной и трудовой нагрузок, обеспечить четырехразовое питание и достаточную длительность сна и активного отдыха на открытом воздухе.

В школе-интернате день начинается с утренней зарядки. Затем следует уборка постелей и помещений, туалет, завтрак, прогулка и учебные занятия. Учебная работа в школе-интернате организуется так же, как и в обычной школе.

После обеда и прогулки воспитанники готовят домашние задания, которые, как правило, выполняет весь класс под контролем педагога. Вследствие этого может возникнуть опасность превращения их в дополнительные уроки, чего следует избегать. При выполнении домашних заданий воспитанникам необходимо предоставлять максимальную самостоятельность.

По окончании работы над домашними заданиями проводятся кружковые занятия и предоставляется свободное время. Режим дня в школе-интернате должен строиться с таким расчетом, чтобы резко повысить удельный вес двигательной активности детей.

В выходные и каникулярные дни воспитанники, остающиеся в школе-интернате, соблюдают основные режимные моменты, но больше времени проводят на открытом воздухе в спортивных играх и развлечениях, посещают кино, выставки, музеи и т. д.