Гигиенические требования к организации и проведению перемен

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Одним из важнейших условий сохранения работоспособности школьников является чередование учебной деятельности с отдыхом. Во время учебных занятий в школе это обеспечивается предоставлением перерывов (перемен) между уроками. Значение перемен заключается прежде всего в том, что они обеспечивают отдых и восстанавливают работоспособность школьников.

Продолжительность перемен должна быть достаточно велика. Пятиминутные перемены неэффективны, даже после относительно небольшого утомления учащихся они не полностью восстанавливают их работоспособность. Восстановление работоспособности складывается из двух фаз: восстановления и упрочения достигнутого состояния. Пятиминутная перемена не обеспечивает второй фазы отдыха, и новая, даже незначительная, нагрузка на следующем уроке возвращает организм в состояние сниженной работоспособности. Установлено, что для снятия утомления, возникшего во время урока, необходим отдых продолжительностью не менее 10 мин. С гигиенической точки зрения целесообразно устраивать две перемены по 20 мин. Действительно, после двух уроков еще нет необходимости в 30-минутном отдыхе. Кроме того, две большие перемены по 20 мин дадут возможность обеспечить учащихся всех классов горячими завтраками. Большая перемена продолжительностью свыше 30 мин не нужна даже при самых благоприятных условиях, слишком большие перерывы в труде приводят к исчезновению так называемой рабочей установки. На уроке после большой перемены у школьников больше времени уходит на врабатываемость.

При организации перемен следует исходить из разработанной отечественными учеными теории активного отдыха, согласно которой наилучший отдых утомленного органа и организма в целом достигается не при полном покое, а при двигательной активности. Двигательная активность школьников в виде подвижных игр, физических упражнений, проводимых во время перемен, способствует более полному восстановлению работоспособности. На следующий урок, после перемены, проведенной в движении, школьники возвращаются в класс хорошо отдохнувшими и способными продолжать работу.

Во время урока происходит торможение двигательной сферы, преодолевается естественная потребность детей в движении. Сохранять неподвижность учащимся очень трудно, особенно детям младшего и среднего школьного возраста. Перемена должна служить растормаживанию двигательной сферы, выходу накопившейся энергии, проявлению естественной для детей двигательной активности. Запрещать детям бегать, резвиться — грубая ошибка, основанная на игнорировании биологической потребности растущего организма в движении.

Однако двигательная активность детей во время перемены полезна только в известных пределах, в противном случае возможно перевозбуждение детей, когда перенасыщенная движениями перемена приводит не к отдыху, а к усталости. Двигательная активность детей на перемене должна быть введена в известные рамки. Очень полезно проведение перемен на пришкольном участке. Это имеет большое значение для быстрого восстановления работоспособности школьников, удлиняет время их пребывания на свежем воздухе, в условиях более комфортного светового климата способствует физическому развитию, повышает иммунную реактивность, закаляет организм детей и подростков. Поэтому, несмотря на трудности организации перемен на школьном участке, нужно стремиться к этому, используя все имеющиеся возможности.

Если учащиеся проводят перемены в рекреациях, то необходимо заботиться об их проветривании во время урока.

Перемены, во время которых дети повторяют материал предстоящего урока или остаются сидеть в классе, пользы не приносят. Не вызывает одобрения и такая организация перемен, когда школьников выстраивают попарно и прогуливают по кругу. Это насилие над организмом ребенка. Отсутствие возможности во время перемены побегать и поиграть не позволяет школьникам полноценно отдохнуть. Исследования подтверждают, что наилучший отдых и более полное восстановление работоспособности во время перемены достигается в том случае, когда детям предоставлена возможность проводить перемены по их усмотрению под направляющим контролем педагогов.