Учет индивидуальных особенностей школьников в процессе учебных занятий

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Одним из основных принципов, положенных в основу школьного обучения, является учет индивидуальных особенностей учащихся. Многочисленные исследования показали, что школьники отличаются друг от друга уровнем работоспособности, зависящим не только от наследственности, но и от воспитания, степени подготовленности и состояния здоровья.

Все школьники в зависимости от уровня работоспособности подразделяются на три группы. Первая группа — это дети с высоким уровнем развития замыкательной функции коры головного мозга. Они отличаются активным участием в учебной, внеучебной и общественной работе. Высокую работоспособность имеет третья часть всех школьников младшего и среднего возраста и четвертая часть школьников старшого возраста. Вторая группа — со средним уровнем работоспособности, к ней относится примерно половина школьников всех возрастов. Третья группа самая малочисленная. К пой относятся школьники с низким уровнем работоспособности, для которых характерно неустойчивое внимание, малая активность, неусидчивость, выполнение небольшого объема работы при низком качестве, плохая успеваемость.

При проведении урока педагог должен учитывать особенности работоспособности школьников, ученикам с относительно меньшими функциональными возможностями чаще предоставлять отдых во время урока, чередовать виды деятельности, давать более легкие виды работ.

Особую заботу необходимо проявлять о детях, страдающих хроническими заболеваниями, для которых характерна повышенная утомляемость и низкая работоспособность.

Особого внимания требуют и школьники с низким уровнем физического развития. Установлено, что они отличаются более низкой умственной работоспособностью, чем дети с хорошим физическим развитием. Среди учащихся с хорошим физическим развитием число неуспевающих не превышает 4%, со средним физическим развитием оно составляет 9%, ас физическим развитием ниже среднего и низ­ким — 40%.