Влияние здоровья школьников на их работоспособность, успеваемость и поведение

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Отклонения в состоянии здоровья детей и подростков с легкой или глубокой степенью поражения организма сказываются на их работоспособности, успеваемости и поведении. В массовой школе
условия обучения, учебные и трудовые нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей. Учащиеся, страдающие хроническими заболеваниями, нуждаются со стороны педагога в дифференцированном к ним подходе и создании для них щадящего режима.

Несмотря на то что в последние годы заболевание ревматизмом резко сократилось, однако оно продолжает оставаться.

Дети, страдающие ревматизмом, отличаются повышенной утомляемостью, больше других пропускают занятия. В периоды между приступами болезни у них отмечаются нарушения со стороны сер­дечно-сосудистой, центральной нервной системы и других органов. Они могут испытывать боли в суставах, в области сердца, головные боли при физических нагрузках, у них развивается одышка. Во время занятий больные дети чаще, чем здоровые сверстники, отдыхают. К концу учебного дня у них резко падает работоспособность и возникают неблагоприятные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы (учащается пульс, повышается артериальное давление и др.). Дети, перенесшие ревматическое поражение нервной системы (хорею), рассеянны, неусидчивы на уроках, отличаются повышенной раздражительностью, плохой памятью, сниженной работоспособностью. Выполнение самостоятельных заданий вызывает у них большие затруднения. По сравнению со здоровыми детьми среди больных ревматизмом в 3 раза больше неуспевающих, чаще это дети с выраженными поражениями сердца и перенесшие хорею.

На течение ревматического процесса неблагоприятно влияют отрицательные эмоции. Об этом должен помнить учитель и создавать положительный эмоциональный климат на уроке и в общении с такими учениками. Сдача экзаменов для детей, страдающих ревматизмом, является повышенной учебной нагрузкой, которая иногда приводит к глубоким физиологическим сдвигам. В целях сниже­ния отрицательного воздействия учебной нагрузки педагогам по рекомендации врача необходимо для таких учащихся вводить облегченный режим занятий: предоставлять дополнительный выходной день среди недели, освобождать от последних уроков, уменьшать объем домашних заданий, устанавливать рациональный режим дня дома. Их целесообразно по согласованию со школьным врачом освобождать от экзаменов. Щадящий режим занятий благоприятно сказывается на работоспособности учащихся. У выполняющих его реже отмечается обострение ревматического процесса, вследствие чего дети меньше пропускают занятия в школе.

Перевод учащихся на облегченный режим занятий требует от педагога большого такта и индивидуального подхода к детям, страдающим ревматизмом, поскольку не все из них легко соглашаются на такой режим. Старшеклассники и отстающие ученики отказываются пропускать уроки, чтобы не отстать по программе, их травмирует сознание своей неполноценности. Все это должен учитывать учитель, тем самым способствуя охране здоровья детей.

Снижение работоспособности под влиянием учебной нагрузки наблюдается и у детей с нарушениями сосудистого тонуса. У некоторых учащихся учебная работа вызывает нервно-психическое перенапряжение, которое является ведущей причиной, вызывающей гипертоническую болезнь. Во время экзаменов у детей с нарушением сосудистого тонуса по гипертоническому типу выраженные реакции сердечно-сосудистой системы возникают чаще, чем у здоровых.

У школьников с гипертоническим состоянием также отмечается ухудшение работоспособности под влиянием учебной нагрузки. Увеличение умственной нагрузки в старших классах усиливает гипотонию. Исследования по изучению влияния учебного процесса на работоспособность учащихся с гипотоническими реакциями показали, что к концу учебного дня у них уменьшается скорость и точность работы.

Успеваемость у детей с сердечно-сосудистыми нарушениями постепенно снижается вследствие повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ослабления памяти и т. д.

В результате широкого проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в системе здравоохранения СССР многие хронические заболевания у школьников не имеют явного клинического выраже­ния, поэтому педагоги иногда дают этим учащимся учебную нагрузку такую же, как и здоровым. Однако многими исследованиями доказана зависимость между состоянием здоровья, работоспособностью, поведением и успеваемостью детей и подростков. Эта зависимость и определяет необходимость дифференцированной нагрузки и индивидуального подхода педагогов к школьникам с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Восстановление функций организма и работоспособности учащихся, перенесших заболевание, наступает не сразу. В зависимости от перенесенного заболевания продолжительность периода восста­новления различна. В восстановительный период у школьников отмечается снижение сопротивляемости организма в течение 6—8 недель.  Переболевшие дети отличаются от здоровых прежде всего повышенной утомляемостью. Они с трудом выдерживают учебный день, отпрашиваются с уроков, жалуются на головные боли. Они рассеянны, плохо запоминают материал. У этих школьников отмечается ослабление процесса активного внутреннего торможения, к концу учебного дня ослабевают оба корковых процесса — раздражительный и тормозной, тогда как у здоровых ослабляется только тормозной. Таким образом, учебная нагрузка вызывает дополнительные напряжения физиологических функций в первые дни занятий после болезни.

Восстановление функций организма до рабочего уровня у большинства переболевших детей наступает на 9—10-й день после прихода в школу. Период восстановления (реконвалесценции) харак­теризуется разными сроками нормализации функциональных систем. В первые шесть дней посещения школы у них наблюдается низкий уровень функционального состояния коры головного мозга, скорость реакции замедлена. На 7—8-й день эти показатели улучшаются, скорость реакции увеличивается, и на 9—10-й день показатели стабилизируются. В первые дни под влиянием трудовой нагрузки учащается пульс, изменяется уровень артериального давления. Однако на 7—8-й день отрицательные реакции наблюдаются только у небольшого числа детей. После 8-го дня у реконвалесцентов изменения артериального давления не отмечается.

Сроки реконвалесценции зависят от состояния здоровья школьника и от характера заболевания. Не у всех школьников нормализация физиологических показателей после клинического выздоров­ления наступает в сроки, установленные для основной массы больных детей (табл. 1).

Примерные сроки допуска детей, перенесших острые заболевания, к занятиям по труду в мастерских (по Аю А. Крюковой, 1965)Особенно глубокие изменения физиологических показателей вызывают такие длительно протекающие заболевания, как скарлатина, воспаление легких и др. Педагогам и родителям необходимо в период восстановления оберегать таких учащихся от излишнего нервного возбуждения, чрезмерного утомления, чтобы не нанести ущерба здоровью и не вызвать серьезных осложнений.

На работоспособности детей сказываются заболевания органов зрения и слуха. Дети с близорукостью и слабослышащие быстро утомляются, работоспособность их снижена.

Итак, дети-реконвалесценты, страдающие обострением хронических заболеваний, функционально ослабленные, нуждаются в индивидуальном подходе, в облегченном режиме занятий и отдыхе для сохранения и укрепления здоровья. Педагоги в период реконвалесценции не должны предъявлять учащимся таких же требований и нагрузок, как к здоровым их сверстникам.

Для оздоровления и повышения работоспособности учащихся организуются загородные школы и классы. Режим и условия занятий в них существенно отличаются от обычных школ. В теплую погоду уроки проводятся на свежем воздухе. Перемены между уроками по 20 мин. Учащиеся занимаются 2 ч утром и 2 ч во вторую половину дня, в перерыве между занятиями — полуторачасовой дневной сон. Уроки на дом не задаются. Освободившееся время используется на занятия физической культурой и для работы на опытном участке. В результате учащиеся получают дополнительный месяц активного отдыха. При таком режиме занятий успеваемость повышается, заболеваемость снижается, улучшается физическое развитие.

Опыт организации загородных школ и классов практикуется в ряде зарубежных стран: Франции, Болгарии, Чехословакии и др. Так, в Чехословакии учащиеся после длительных заболеваний пребывают в этих школах от 14 дней до 2—6 месяцев.

Во многих школах нашей страны дифференцирован подход к учащимся с отклонениями в состоянии здоровья. Детей берут на диспансерный учет и распределяют на следующие группы: сердечно-сосудистая патология; заболевания уха, горла, носа; хронические неспецифические заболевания легких; понижение остроты зрения; нарушение осанки; отставание в физическом развитии. В таких школах проводятся индивидуальные лечебно-профилактические мероприятия, введен индивидуальный щадящий режим. Педагоги учитывают психологические особенности этих детей. Общение их со школьниками особенно чуткое, внимательное и доброжелательное.

В результате лечебно-профилактических и педагогических действий в этих школах наблюдаются положительные сдвиги в функциональном состоянии организма, работоспособности и успеваемости детей и подростков. Педагоги, постоянно осуществляя дифференцированный подход к детям с отклонениями в состоянии здоровья, способствуют его укреплению, совершенствованию развития, преодолению второгодничества и повышению успеваемости.