Гигиенические требования к школьному режиму

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Правильно организованный школьный режим — обязательное условие успешности занятий детей и подростков. Основными элементами школьного режима являются: 1) продолжительность учебного года и каникул; 2) распорядок занятий в течение учебного дня и учебной недели; 3) продолжительность урока и правильное его построение в гигиеническом отношении; 4) организация перемен между уроками; 5) организация и нормирование внеклассной работы детей и подростков.

Продолжительность учебного года в школах Советского Союза определяется в зависимости от возраста детей. Самая меньшая продолжительность установлена для школьников трех младших классов, в средних и старших классах она несколько больше. Работоспособность школьников в течение учебного года неодинакова: наиболее высока она в конце первой учебной четверти и первой половине второй, в начале первой четверти несколько ниже, чем в конце ее. Это объясняется тем, что во всякую работу организм включается постепенно и только спустя некоторое время достигает максимальной работоспособности.

Сохранению работоспособности па высоком уровне в течение длительного времени способствуют каникулы — осенние, зимние и весенние. Чередование учебных занятий с каникулами дает воз­можность правильно распределять в течение учебного года программный материал, предупреждать чрезмерное утомление, сохранять здоровье детей и подростков, восстанавливать силы после нескольких месяцев учебного труда. Но, несмотря на каникулы, работоспособность школьников к концу учебного года снижается, большинство учащихся к маю утомляются, нередко происходит даже накопление утомления, т. е. возникает переутомление. Вот почему к концу учебного года школьники нуждаются в более длительном отдыхе.