Состояние здоровья детского населения и его показатели

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Состояние здоровья является объективным показателем «санитарного состояния» детей. По показателю состояния здоровья можно судить о влиянии на растущий организм различных факторов (воспитание в детских учреждениях, возраст поступления в школу, учебная и трудовая нагрузки, организация питания, загрязнение среды и т. д.) и определять эффективность гигиенических мероприятий.

Состояние здоровья детского населения изучается врачами в двух взаимодополняющих направлениях: 1. Выборочное обследование отдельных возрастно-половых групп с применением новейших клинических и лабораторных методик. Такие обследования дают точную картину состояния здоровья того или иного возрастного контингента детей и подростков. 2. Массовые осмотры с обобщением результатов, что позволяет судить о состоянии здоровья детского населения в целом.

Перед поступлением в школу все дети проходят диспансеризацию с подробным занесением результатов осмотра в историю развития ребенка. Затем учащихся ежегодно осматривают врачи-педиатры, а в случае необходимости — врачи-специалисты.

Диспансеризация осуществляется по плану, утвержденному директором школы. Для прохождения медицинских осмотров специальным постановлением Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР школьников разрешается снимать с уроков.

Состояние здоровья оценивается по совокупности четырех критериев, определяющих уровень здоровья: 1) наличие или отсутствие хронических (длительно текущих) заболеваний; 2) уровень функционального состояния основных систем организма; 3) степень резистентности организма; 4) уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.

Институт гигиены детей и подростков МЗ СССР разработал схему комплексной оценки состояния здоровья. Согласно этой схеме все дети и подростки общеобразовательных и спецшкол подразделяются на пять групп здоровья:

I группа — здоровые с нормальным физическим и психическим развитием;

II группа — здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями и имеющие нарушения зрения средних степеней;

III группа — больные хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и условиям жизни;

IV группа — больные хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими приспособление к труду и иным условиям жизни;

V группа — больные в декомпенсированном состоянии, инвалиды 1-й и 2-й групп.

Особого внимания заслуживает II группа здоровья, наиболее многочисленная во всех возрастах. У детей этой группы снижены функциональные возможности. Это необходимо знать и учитывать педагогам при организации и дозировании учебной и трудовой деятельности таких учащихся. При несоблюдении режимных моментов и увеличении учебной нагрузки в старших классах у этих школьников может ухудшиться состояние здоровья. Важно отметить, что почти у половины таких школьников развивающиеся хронические заболевания тесно связаны с ранее выявленными функциональными нарушениями. Учащиеся, прежде входящие во II группу здоровья, с возрастом могут оказаться в III и IV группах.

В школьном возрасте среди хронических заболеваний на первом месте по распространенности стоят болезни ЛОР-органов; на втором — заболевания нервно-психической сферы и органов чувств (например, близорукость); на третьем — ожирение; на четвертом -заболевания сердечно-сосудистой системы; на пятом — заболевания желудочно-кишечного тракта.

Заболевания ЛОР-органов. К заболеваниям ЛОР-органов относятся болезни глотки, носоглотки, носа, придаточных пазух, уха.

У детей наиболее часто встречаются поражения глотки и носоглотки, особенно хронический тонзиллит (воспаление нёбных миндалин). Это заболевание распространено у школьников разных воз­растных групп. Наибольшая пораженность носоглотки и глотки наблюдается в возрасте 12—14 лет. Болезни органов дыхания в основном формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у некоторых впервые могут развиваться в период полового созревания.

Развитию заболеваний способствуют повторные острые ангины, инфекционные болезни и др.

Поражение носоглотки хронической стрептококковой инфекцией снижает естественные защитные свойства организма, способствует возникновению расстройств функций почек, сердца, желудочно-кишечного тракта, нервной системы и развитию общей интоксикации организма. Вследствие этого дети и подростки чаще болеют и пропускают занятия, особенно в осенне-зимний период. Учащиеся очень быстро утомляются, рассеянны, у них ухудшается восприятие учебного материала в школе, удлиняется время приготовления уроков дома. Это сокращает время прогулок, двигательной активности, что в свою очередь еще больше ухудшает состояние здоровья школьника и может привести к снижению успеваемости. Стрептококковая инфекция может служить причиной нарушения гармонического развития школьников.

Для предупреждения широкого распространения болезней ЛОР-органов в школах необходимо выполнять ряд гигиенических мероприятий: организовывать перемены на свежем воздухе, проветривать учебные и рекреационные помещения, проводить оздоровительные занятия физкультурой, не переполнять классы, не допускать на занятия больных детей, предупреждать с ними контакты во время болезни.

Заболевания нервно-психической сферы и органов чувств. К заболеваниям нервно-психической сферы у школьников относятся невротические реакции, вегетососудистая дистония и другие хро­нические заболевания нервной системы.

Особенно ранимой нервная система становится в период полового созревания (11—15 лет). Заболевания нервной системы у девочек встречаются несколько чаще, чем у мальчиков.

Заболевания нервной системы вызываются разными экзогенными (внешними) факторами.

Нервно-психические расстройства у детей и подростков могут провоцироваться гриппом и хроническими заболеваниями (ревматизм, туберкулез, хронический тонзиллит и др.), а также возникать у детей, часто болеющих. Нарушения нервной системы нередко наблюдаются и у здоровых детей под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов (конфликты в семье, развод родителей, алкоголизм родителей, существенные нарушения школьником суточного режима, частая смена школ, школьного коллектива, товарищей, учителей и т. д.). Изменения в нервной системе связаны также с повышенной реакцией некоторых детей на гормоны в период полового созревания.

Органические или функциональные нарушения центральной нервной системы могут возникнуть у детей, перенесших родовую травму.

Школьники с функциональными нарушениями нервной системы страдают раздражительностью, головными болями нарушениями сна, речевой функции. У младших школьников эти нарушения проявляются в двигательном беспокойстве, ночном энурезе, у старшеклассников возникают боли в области сердца, повышенная пот­ливость.

Дети с нарушением нервно-психической сферы отличаются от своих одноклассников по уровню развития. Они могут хорошо учиться в младших классах, однако усложнение школьной программы и увеличение учебной нагрузки в старших классах вызывают затруднения в овладении учебным материалом. Время на приготовление домашних заданий увеличивается, поэтому школьник не всегда успевает выполнить все уроки. В результате сокращается время для отдыха, прогулок; они переутомляются. В сложных ситуациях школьной жизни проявляют невротические реакции, тяжело реаги­руют па получение плохой оценки, у них проявляются отклонения в поведении, меняется характер. По мере уменьшения учебной нагрузки невротическое состояние и повышенная утомляемость проходят.

Учащиеся с отклонениями в нервно-психической сфере требуют очень внимательного врачебно-педагогического подхода и общения. Этим детям особенно важно выполнять правильный режим труда и отдыха. Им необходимы сон достаточной продолжительности и прогулки на свежем воздухе.

Близорукость и ее профилактика. Близорукость (миопия) наиболее часто встречается в годы школьного обучения. Различают три степени близорукости: слабую, среднюю и высокую. Миопия слабой степени начинает проявляться у детей в возрасте 5 лет и учащается к 7 годам. Число близоруких детей растет по мере перехода учащихся из начальных классов в средние и старшие. Дли­тельная зрительная работа и несоблюдение элементарных гигиенических требований во время учебных занятий способствуют формированию близорукости. Так, близорукость у учащихся в школах с повышенной зрительной нагрузкой (например, углубленное изучение иностранного языка) встречается в 1,5—2,0 раза чаще, чем у детей в общеобразовательных школах. Чем раньше близорукость возникает, тем быстрее она прогрессирует. Число близоруких школьников увеличивается с III класса к X почти в 3 раза.

Установлена зависимость развития близорукости от периода полового созревания, наличия хронических заболеваний и других отклонений в состоянии здоровья.

Прогрессирование близорукости может вызвать необратимые изменения в глазу и привести к значительной потере зрения. В связи с этим очень важно соблюдать меры, направленные на преду­преждение близорукости, и не допускать ухудшения зрения.

Профилактика нарушений зрения включает широкий комплекс гигиенических мероприятий: организацию правильного режима дня, в том числе учебных занятий; выполнение гигиенических требова­ний к освещению рабочих мест в школе и дома, к предметам оборудования, посадке детей во время занятий и игр; обеспечение условий гигиены зрения при трудовом воспитании и обучении.

Немаловажное значение для охраны зрения детей имеет и соблюдение правил просмотра телевизионных передач. Следует помнить, что частые и длительные просмотры телевизионных передач вызывают дополнительное утомление зрения, особенно если их смотрят в темноте. Слишком большой контраст между ярким изображением на экране и окружающим его фоном вреден для глаз. Чтобы сгладить переход от ярко освещенного экрана к окружающему темному фону, необходимо освещать комнату во время работы телевизора так, чтобы источник света не отражался в экране телевизора и не попадал в глаза. Светильник (настольная лампа, бра, торшер и др.) устанавливают сбоку от телевизора или за спиной смотрящих.

Глаза будут меньше утомляться, если они не улавливают точек и линий, из которых состоит телевизионное изображение. Расстояние между телевизором и глазом должно быть в 5—7 раз больше величины диагонали экрана телевизора (2,5—6,5 м при диагонали телевизора 53—99 см).

Младшим школьникам следует разрешать смотреть только детские передачи, а учащимся средних и старших классов — не чаще 1—2 раз в неделю, если это не нарушает установленный для них распорядок дня. После просмотра спектакля или полнометражного фильма нельзя сразу же, без отдыха, заниматься чтением, письмом, рисованием и другими зрительными работами. Это вызывает дополнительное утомление зрения.

При обучении учащихся ручному шитью следует рекомендовать им делать крупные стежки, используя для этого штопальные иглы с большими ушками, а при шитье темной материи — нитки светлых тонов, и наоборот. Контраст между нитками и тканью меньше утомляет глаза. При обучении вышиванию полезно применять трафареты или канву с крупными клетками.

Школьники с высокой близорукостью освобождаются от ряда производственных занятий в столярных, швейных, слесарно-механических, электро- радиотехнических и других мастерских.

Прежде чем привлекать учащихся к общественно полезному труду, надо посоветоваться со школьным врачом и выявить детей, которым те или иные работы противопоказаны. Например, нельзя направлять на работы, связанные с подъемом тяжестей, детей с близорукостью выше 6,0 диоптрий. Им не рекомендуются и работы, требующие длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.

Учитель должен следить за тем, чтобы дети, которым назначены очки, пользовались ими во время занятий, не надевали чужих очков, не носили неисправных — с разбитыми стеклами и сломанной оправой. Необходимо разъяснять учащимся пользу ношения очков для предупреждения дальнейшего ухудшения зрения и приучать их к бережному обращению с ними.

При посещении учащихся па дому, а также на родительских собраниях и в индивидуальных беседах педагог должен обращать внимание родителей на соблюдение детьми правил гигиены зрения.

Чтобы сохранить хорошее зрение необходимо беречь глаза от повреждений и заболеваний.

Ожирение. В настоящее время проблеме ожирения детей во всем мире уделяется большое внимание, так как частота этого заболевания постоянно растет. При ожирении увеличивается число сердечно-сосудистых заболеваний, нарушается деятельность многих систем и органов (почек, печени, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы), может развиться сахарный диабет. У мальчиков и девочек происходят неблагоприятные сдвиги в пубертатном периоде, т. е. периоде полового созревания. При ожирении школьники жалуются на повышенную утомляемость, головные боли, раздражительность, потливость, повышенный аппетит и жажду. Развитию ожирения при наследственной предрасположенности к полноте способствуют малая подвижность и излишнее питание. Частота этого заболевания увеличивается с возрастом, причем у городских школьников встречается в 1,5 раза чаще, чем у сельских. Ожирение у мальчиков встречается реже (9,5%), чем у девочек (13,6%). Дети и подростки, страдающие ожирением, нуждаются в нормализации питания (ограничение приема пищи, сокращение углеводных продуктов и т. д.), увеличении подвижности, занятиях физкультурой.

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Поражения сердечно-сосудистой системы у школьников распространены относительно нешироко. В настоящее время отмечается резкое снижение заболевания ревматизмом, но увеличилось число случаев инфекционно-аллергических миокардитов (поражение мышцы сердца), длительно протекающих и снижающих работоспособность организма. У школьников отмечается вегетососудистая дистония, протекающая по гипертоническому или гипотоническому типу. Эти отклонения чаще проявляются у старшеклассников (13—21%). При неблагоприятных условиях гипертонические реакции развиваются в юношескую гипертонию. Если она сохраняется долгие годы, то юношеская гипертония может перейти в гипертоническую болезнь.

Развитию сосудистой дистонии способствует ряд неблагоприятных факторов: наследственная отягощенность по гипертонической болезни, снижение двигательной активности (гиподинамия) современных школьников, хронические токсико-инфекционные процессы в организме, аллергизация организма учащихся. Ведущий фактор, вызывающий сосудистые нарушения, — умственное переутомление. Известно, что частота случаев повышения артериального давления у учащихся увеличивалась к концу учебного года. Количество детей с артериальной гипертонией в специализированных математических школах с повышенной нагрузкой больше, чем в общеобразовательных.

Дети с нарушениями сердечно-сосудистой системы отличаются раздражительностью, повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью, ослаблением памяти и как следствие снижением успеваемости. Они жалуются на головные болиг боли в области сердца, одышку, плохо спят.

Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно организовывать режим дня школьников, увеличивать двигательную активность, широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную нагрузку.

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Пятое место в структуре заболеваемости среди школьников занимают желудочно-кишечные нарушения. В школьном возрасте наибольшая частота случаев этих заболеваний приходится на I—IV классы, причем у девочек отмечается чаще, чем у мальчиков. Наиболее часто встречаются болезни желчевыводящих путей и желчного пузыря, гастриты (воспалительный процесс в желудке), реже холециститы (воспаление желчных путей) и др.

Школьникам с заболеваниями желчевыводящих путей и холециститами необходимы оздоровительные мероприятия, психотерапия, прогулки, плавание, лечебная гимнастика, частое питание малыми дозами в спокойной обстановке.

Гастриты в целом зависят от состояния нейроэндокринной системы, железистого аппарата желудка и внешних условий (питание, перегрузки). Дети, страдающие желудочно-кишечными заболевания­ми, отличаются повышенной возбудимостью, нарушением функций вегетативной нервной системы. Под влиянием психических перегрузок у них возникают боли в животе, тошнота, рвота. Эти дети нуждаются в диетотерапии, 5—6-разовом питании в день маленькими порциями в спокойной обстановке. Им необходимо соблюдать рациональный режим в школе и семье. Сон и прогулки на свежем воздухе должны быть достаточной продолжительности.

У детей школьного возраста встречается глистная инвазия. В последние годы отмечается снижение этого заболевания.

Широко распространены у школьников аллергические заболевания (26%). Аллергия проявляется на загрязненность атмосферы больших городов, пищевые продукты, лекарства, прививки и т. д. Химизация народного хозяйства и быта (использование красок, смол, ядохимикатов, синтетических материалов и т. д.) также способствует росту аллергических заболеваний.

Кроме того, у школьников иногда отмечается хроническая пневмония, чаще хронический бронхит (2,4%). В единичных случаях встречается бронхиальная астма, причем частота заболевания выше в городе (1,8%), чем на селе (0,7%). Эти болезни могут быть также связаны с эпидемиями вирусных заболеваний и хроническими очаговыми инфекциями у школьников; они могут развиваться и у детей, имеющих наследственную предрасположенность. Таким детям рекомендуется усиленное питание и закаливающие организм процедуры, организации которых должен способствовать учитель.