date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) — медицинская паука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормати­вов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Этими нормативами и рекомендациями школьная гигиена вооружает педагогику и тем самым повышает эффективность педагогического процесса, так как от того, насколько дети здоровы, зависит их работоспособность и, следовательно, успеваемость.
Сохранение и укрепление здоровья школьников во многом зависят от педагога, от его знаний анатомо-физиологических особенностей детского организма, гигиенических рекомендаций и нормативов, комплекса оздоровительных мероприятий, умения применять их в своей повседневной педагогической деятельности и убежденности в необходимости их проведения. Это обеспечивает гармоническое развитие детей п подростков и создает наиболее благоприятные условия для их роста и развития.

Гигиена детей и подростков как наука развивается на основе возрастной физиологии и морфологии. В ней широко используются общебиологические законы развития. Она тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками. Правильное нормирование деятельности детей и подростков невозможно без понимания основных принципов педагогики и психологии.

Школьная гигиена как наука возникла в XIX в. В дореволюционный период она занималась изучением вопросов охраны здоровья только школьников. Отсюда и ее название.

Основоположниками школьной гигиены были русские учепые Ф. Ф. Эрисман (1842—1915) и А. П. Доброславин (1842—1889). Ф. Ф. Эрисман создал кафедру гигиены в Московском государст­венном университете. Он разработал гигиенические требования к классной комнате и модель ученической парты. А. П. Доброславин создал кафедру гигиены в Петербурге в Военно-медицинской академии; обосновал гигиенические требования к выбору участка под строительство школы и проект школьного здания.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции задачи этой отрасли медицинской науки расширились — она стала изучать вопросы охраны, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей и подростков всех возрастных трупа. По этой причине начиная с 1954 г. школьную гигиену стали назы­вать гигиеной детей и подростков.

В создании и развитии гигиены детей и подростков в пашей стране значительную роль сыграли крупные советские ученые. Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры. В. В. Гориневский создал капитальные труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию. Л. А. Сыркин продолжал исследования Ф. Ф. Эрисмана по состоянию здоровья и физическому развитию детей и подростков Глуховской мануфактуры. П. М. Ивановский занимался вопросами физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, планировки и благоустройства детских учреждений. С. Е. Советов организовал первую кафедру школьной гигиены в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина. Он — автор первых учебников по школьной гигиене для студентов педагогических институтов. Г. П. Сальникова проводила систематическое изучение динамики физического развития школьников. М. В. Антропова проводит фундаментальные исследования по изучению работоспособности учащихся в процессе учебной а трудовой деятелыюсти. Она — автор многих учебников для средних медицинских училищ. М. А. Шарова, Е. М. Белостоцкая работают над созданием рациональных условий освещения в школах и др.

Большую роль в развитии гигиены детей и подростков играют видные ученые-гигиенисты: акад. АМН СССР Г. Н. Сердюковская, д-р мед. наук проф. С. М. Тромбах и др.

Руководствуясь ленинскими указаниями, Коммунистическая партия и Советское правительство на всех этапах социалистического и коммунистического строительства проявляют особое внимание и заботу о совершенствовании и всестороннем гармоническом развитии подрастающего поколения — будущих строителей коммунистического общества.

Современные задачи и перспективы охраны здоровья детей и подростков определены основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года; постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР: «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977), «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977), «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (1977), «О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта» (1981).

Объединенным координационным советом АМН и АПН СССР разработана комплексная программа научных исследований по важнейшим проблемам здоровья, воспитания и обучения детей. Исследования ведутся в нескольких направлениях:

1. Рост, развитие и состояние здоровья детского организма. Изучаются общие закономерности роста и развития учащихся, влияние условий жизни на их физическое развитие и состояние здоровья.

2. Гигиена деятельности детей и подростков. Исследуются гигиенические основы разных видов деятельности: обучения и воспитания, утомления и переутомления и их профилактика, режима учебных занятий, трудового и физического воспитания, изучается роль естественных факторов природы и их использование в деле охраны и укрепления здоровья детей и подростков и т. д.

3. Гигиена внешней среды. Изучаются вопросы планировки, благоустройства и оборудования школ и средних ПТУ.

4. Гигиена питания детей и подростков. Исследуются роль питания для нормального развития и здоровья детского организма, режим и организация питания детей и подростков.

5. Медицинское обеспечение детского и подросткового населения. Изучаются вопросы организации медико-санитарного обслуживания школы и дошкольных учреждений, гигиенического воспитания, разрабатываются оздоровительные и противоэпидемические мероприятия.

По указанным проблемам исследования ведутся в институтах гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, физиологии детей и подростков АПН СССР, охраны здоровья детей и подростков УССР, научно-исследовательских институтах гигиенического и педиатрического профилей, на кафедрах гигиены детей и подростков медицинских институтов и школьной гигиены педагогических институтов.