Вредные привычки (часть 3)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Мнение самих курильщиков о влиянии табака на умственную деятельность весьма противоречиво. Часть из них отмечает временное улучшение самочувствия после закуривания. Это объясняется следующим. Выкуренная сигарета вначале действительно вызывает небольшое кратковременное расширение кровеносных сосудов, несколько улучшая кровоснабжение мозга и создавая субъективное ощущение бодрости. Однако спустя несколько минут это состояние исчезает и расширение сосудов сменяется их сужением. Чтобы поддержать это кажущееся состояние бодрости, он выкуривает одну сигарету за другой с небольшим интервалом (в 25—30 мин). За рабочий день в среднем курящие систематически выкуривают 12—15 сигарет.

В двух московских школах была проведена проверка академической успеваемости 535 курящих школьников. Оказалось, что среди курящих больше неуспевающих учеников. Сравнительное отставание в учебе курящих ребят отмечают многие исследователи. Подобные данные приводят и зарубежные исследователи.

Курение существенно влияет на психическую сферу человека. Вспомним два высказывания. Первое принадлежит В. Гете: «От курения тупеешь». Второе — О. Бальзаку: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».

Таким образом, в организме человека нет практически ни одного важного органа или системы, которые не страдали бы от хронического отравления продуктами табака.

В наши дни, когда все полнее раскрываются созидательные силы социалистического строя, большое значение приобретают строгое соблюдение принципов коммунистической морали, искоренение таких вредных привычек, как пьянство. Практические шаги в этом направлении намечены в постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985 г.).

Особенности детского организма, функциональное несовершенство отдельных органов и тканей делают его более чувствительным к спиртному. Физиологи и педиатры рассматривают развитие ребенка как состояние непрерывных изменений, выражающихся в появлении новых клеток, функций и видов деятельности, как поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно количественные изменения приводят к качественным.

В основе процессов роста и развития организма, как и в основе всей жизни в целом, лежит обмен веществ, который изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Существенная роль в регуляции обмена веществ, а следовательно, в регуляции процессов роста и развития, принадлежит нервной системе ребенка, особенно ее высшему отделу — коре больших полушарий. Параллельно со структурным развитием центральной нервной системы идет ее созревание, формирование механизмов, обеспечивающих непрерывное уравновешивание организма с внешней средой.

В младшем школьном возрасте (7—11 лет) продолжается функциональное развитие нервной системы. В 7 лет по-прежнему отмечается преобладание процессов возбуждения, недостаточность внутреннего торможения: следовательно, остается повышенная истощаемость клеток коры, быстро наступает утомление с развитием охранительного торможения. С 8—9 лет внутреннее активное торможение усиливается, окончательно выявляется и закрепляется тип высшей нервной деятельности ребенка.

В среднем школьном возрасте (12—14 лет) эндокринные сдвиги, связанные с половым созреванием, вызывают неустойчивость нервных процессов, несмотря на то, что нервная система достигает к 14 годам значительной степени функционального развития. Эта неустойчивость нервных процессов у подростков проявляется в виде эмоциональной возбудимости.

Такое интенсивное развитие и функциональное совершенствование центральной нервной системы вызывает определенную напряженность в организме подростка, ведет к необычным реакциям на воздействие факторов внешней среды (различных перегрузок, травм и случайного или умышленного употребления алкоголя).

Алкоголь, попадая в организм ребенка или подростка, проникает в кровь и мозг — самые богатые водой ткани нашего организма. Мозговая ткань детей значительно богаче водой, чем у взрослых, она очень быстро всасывает алкоголь. Вследствие незрелости нервных клеток и повышенной рефлекторной возбудимости коры больших полушарий, слабости тормозных процессов, в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у детей часто развиваются тяжелые отравления, различные заболевания. Прием алкоголя нарушает умственную деятельность — слабеет память, страдает мышление.

Высока чувствительность к алкоголю детей ослабленных, часто болеющих, и особенно тех, которые имеют или перенесли в прошлом какие-либо поражения нервной системы, например: родовую травму, сотрясение мозга, менингит, энцефалит. Алкоголь отягощает последствия этих заболеваний.

Алкоголь, поражая в первую очередь нервную систему, одновременно действует и на другие органы и ткани. Сердечно-сосудистая система в период роста и развития детей функционирует в условиях повышенной нагрузки. Сердце ребенка растет пропорционально его общему росту, т. е. наиболее интенсивно в раннем возрасте. При таком интенсивном росте волокна сердечной мышцы обильно снабжаются кровью и лимфой, что облегчает влияние на сердце различных токсичных веществ, например алкоголя. Под действием алкоголя учащаются сердечные сокращения, появляется одышка, могут возникнуть сжимающие боли в области сердца. Алкоголь понижает содержание кислорода в крови, тем самым действует на сердечную мышцу, заставляя сердце ребенка работать в еще более напряженном ритме.

Значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе у детей среднего школьного возраста (12—14 лет). В период полового созревания как у мальчиков, так и у девочек часто наблюдаются нарушения ритма сердечной деятельности. В 15—17 лет у подростков нередко наблюдаются функциональные нарушения сердечной деятельности, сопровождающиеся неорганическими (проходящими со временем) шумами, повышением кровяного давления, изменением сердечного ритма. Эти нарушения, как правило, носят временный характер, но они требуют рациональной организации режима труда, отдыха, питания подростков!) При приеме спиртных напитков они усугубляются.

Дыхательная система в различные возрастные периоды у детей также имеет свои отличия. Как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте наблюдается высокая возбудимость дыхательного центра. Даже непродолжительное напряжение, отрицательные эмоции ведут к быстрому нарушению ритма дыхательных движений. Употребление алкоголя детьми может привести к нарушению ритма дыхания и даже к его остановке. При употреблении спиртных напитков у детей могут раздражаться более нежные, чем у взрослых, слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Пары алкоголя, вы­деляющегося через легкие из крови, способствуют повреждению органов дыхания. Это может привести к воспалительным процессам в носоглотке, гортани, легких, бронхах, к развитию бронхита, пневмонии, которые у детей и подростков принимают более затяжной характер и плохо поддаются лечению.

Алкоголь вызывает у детей серьезные, необратимые заболевания органов пищеварения, печени, почек. Отличительной особенностью желудка и кишечника детей является повышенная проницаемость их стенок. Поэтому все токсичные вещества, поступающие в желудок и кишечник, в том числе и алкоголь, легко и быстро проникают в кровяное русло, затем в головной и спинной мозг, вызывая развитие тяжелых отравлений. Кроме того, у детей слизистые оболочки желудка и кишечника нежнее, чем у взрослого человека, и алкоголь сильнее раздражает желудочно-кишечный тракт. Это приводит к быстрому нарушению секреции желудочного сока и ферментов. При этом нарушаются усвоение питательных веществ, поступающих в желудочно-кишечный тракт, обменные процессы и как следствие этого — рост и развитие ребенка. Употребление спиртных напитков способствует развитию у детей необратимых органических заболеваний желудка — гастритов, язв и даже злокачественных опухолей.

Несовершенна у растущего организма и деятельность печени. Этим объясняется ее быстрое поражение при многих интоксикациях. Печень принимает участие в углеводном и белковом обмене, участвует в формировании иммунитета, что особенно важно в детском возрасте. При алкогольной интоксикации у ребенка возникает воспаление печени, она увеличивается.

В связи с энергичными процессами обмена веществ в детском возрасте, в том числе и водного обмена, деятельность почек протекает более энергично, и под влиянием алкоголя работа почек у детей нарушается значительно раньше и в большей Степени, чем у взрослых.

8 почках развиваются явления склероза, могут обостриться хронические заболевания почек — нефрит, пиелонефрит.

К концу младшего школьного возраста (к 11 годам) у детей усиливается деятельность половых желез. Глубокая перестройка эндокринной системы, рост половых желез, усиление активности щитовидной железы, надпочечников, задней доли гипофиза — все это наблюдается в возрасте 12—14 лет как у мальчиков, так и у девочек. Алкоголь поражает многие железы внутренней секреции, в первую очередь щитовидную железу, гипофиз, надпочечники, половые железы. У детей поражение этих желез ведет к необратимым изменениям в процессах роста и развития всего организма. На фоне алкогольной интоксикации могут развиваться сахарный диабет и другие эндокринные заболевания. Особенно опасно употребление спиртных напитков в период полового созревания.

В подростковом и юношеском возрасте организм достигает биологической половой зрелости. Этот период начинается и заканчивается у девушек и юношей в различные сроки. Он характеризуется бурным ростом всего организма с преобладанием влияния гормонов половых желез. У девочек половое созревание начинается с 8—9 лет и заканчивается в 16—17 лет. Мальчики развиваются не­сколько позднее — с 10—11 лет, и окончательное половое созревание наступает у них в 18—19 лет (в отдельных случаях и позднее).