Проведение свободного времени (часть 1)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

В бюджете каждого школьника существует и такое, когда он оказывается свободным от обязательных занятий, и сам, не по обязанности, не в силу долга, а в соответствии с личными склонностями, желаниями, интересами слушает радио или смотрит телепередачи, ведет беседу с товарищем, занимается спортом или читает книгу. А может быть и так, что он ничем не занимается и бродит по улице, на­деясь, что подвернется какое-нибудь интересное дело.

Режим дня школьникаПроблема организации внеучебного времени школьников не нова, она издавна волнует педагогов и медиков. Известный отечественный педагог К. Д. Ушинский более 100 лет назад писал, что у человека портится голова, сердце и нравственность, если он не знает, чем ему занять день.

С мыслями К. Д. Ушинского как бы перекликаются мысли великого русского писателя нашей эпохи А. М. Горького, который говорил, что на день надо смотреть, как на маленькую жизнь, надо проверять, чем богата эта жизнь.

А многие ли ребята способны смотреть на день, как на маленькую жизнь? Ведь от взрослых во многом зависит, чем ученик заполнит свое свободное время, проведет ли его с пользой для себя, для коллектива, для общества или будет искать весьма сомнительные развлечения.

Рациональная организация свободного времени учащихся — важнейшая государственная задача. Ведь разумно организуя свободное время школьников, мы создаем необходимые предпосылки для того, чтобы процесс всестороннего развития личности был максимально продуктивным и в зрелые годы человека, в те годы, когда он самостоятельно организует процесс своего общения с людьми, с миром науки, искусства, культуры, с природой, окружающей действительностью. Итак, решение проблемы свободного времени в обществе взрослых существенным образом зависит от того, как она будет решена в детском обществе, в среде детей и подростков, юношей и девушек.

Режим дня школьникаТолько 25—30 ч в неделю учащиеся бывают в школе, а чем они заняты во внеурочное время, как организован их досуг? Как наполнить его содержательной деятельностью, не лишая школьника возможности выбрать себе занятия по вкусу? Как, наконец, научить детей разумно и интересно отдыхать? Все эти проблемы то и дело возникают в повседневной жизни.

Свободное время школьников может быть занято самой разнообразной деятельностью. В одних случаях эта деятельность организуется взрослыми — вожатыми, учителями, руководителями кружков, родителями, в других — дети организуют ее сами как общую, совместную деятельность. Они создают футбольные и хоккейные команды, затевают различные игры, компанией отправляются за грибами, собираются во дворах и подъездах для обслуживания своих неотложных ребячьих дел. Значительную часть досуга многие школьники проводят в одиночку, занимаясь любимым делом: одни читают или смотрят телепередачи, другие что-нибудь мастерят, третьи рисуют, лепят, вышивают и пр.

Ребят прежде всего надо увлечь интересными и полезными делами. Полученные на уроках знания по литературе, истории, математике и биологии учащиеся могут дополнить и углубить в различных клубах, творческих объединениях, участвуя в диспутах и дискуссиях, теоретических семинарах, в процессе опытной работы; многие трудовые навыки приобрести в процессе общественно полезной деятельности в школьных ученических бригадах, мастерских и т. п.

Организуя свободное время школьников, необходимо учитывать специфику их основной суточной деятельности. Ребенок в школе затрачивает немалые усилия на то, чтобы овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. После классных занятий дети должны иметь хороший отдых. Вернувшись из школы, они могут до обеда поиграть, помочь по дому в мелких хозяйственных делах, после обеда — отдохнуть и пойти погулять.

Не будет преувеличением сказать, что основная часть информации, получаемой школьниками во внеучебное время, поступает к ним из телепередач. В наши дни телевидение решительно вторглось в детство: впервые в истории развития человечества ребенок стал массовым зрителем. На него направлен теперь мощный поток зрительно-слуховой информации. К телевизору тянутся дети всех возрастов и разных способностей.

Многие школьники вследствие своей любознательности, любопытства, отсутствия прочных навыков соблюдения режима дня смотрят все, что появляется на экране. Стоит лишь ребенку повернуть ручку или нажать кнопку, как на голубом экране появляются волшебные сказки, цирковые представления, хоккей, кинофильмы. Родители же часто не только не ограничивают своих детей во времени и выборе телепередач, но даже снисходительно относятся к такому времяпрепровождению их детей, усматривая в этом одно из лучших средств отвлечения их от «пагубного» влияния «улицы», «неблагонадежных друзей».

Учеными установлено, что современный подросток в среднем смотрит 1—2 фильма в неделю в кинотеатре и как минимум 5—6 по телевидению. Встречи со старшеклассниками убеждают, что эти средние цифры весьма занижены. Однако даже по такому скромному подсчету молодой человек, оканчивая среднюю школу, имеет в своем багаже около 3 тыс. просмотренных кинофильмов.

Многие школьники смотрят все подряд, стараются не пропустить ни одного нового фильма (а их в году появляется на наших экранах более 200 названий). Особенно это касается ребят, живущих в небольших городах, поселках и деревнях.

С помощью специальных исследований выявлено, что дети школьного возраста проводят перед экраном телевизоров в среднем от 12 до 24 ч в неделю. Причем выяснена интересная закономерность: отстающие в учебе школьники тратят на просмотр телевизионных передач значительно больше времени, чем успевающие. У последних, как свидетельствуют результаты обследования, отношение к телевизионному экрану регулируется в большей степени волевым началом и избирательным отношением к передачам.