Закаливание (часть 2)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Солнечные ванны общие, если открыто все тело, и местные, если облучают определенную часть тела, обычно сочетаются с воздушными ваннами. Место, выбранное для приема солнечно-воздушных ванн, должно по возможности находиться вблизи водоемов, лучше на небольшом склоне, обращенном на юг или юго-восток, вблизи от зеленых насаждений. В средней полосе лучшее время для солнечных ванн — между 11 и 13 ч, спустя 1,5—2 ч после еды.

Первый сеанс нужно ограничить до 4 мин — по 1 мин на каждую из четырех сторон тела. Затем продолжительность сеанса ежедневно увеличивать на 2 мин, доводя его постепенно до 30—40 мин. Через каждые 5 дней целесообразно устраивать перерыв, один день следует пользоваться только воздушной ванной. Облучают по очереди сначала спину, затем правый бок, живот и левый бок.

Принимать солнечные ванны лучше в положении лежа «ногами к солнцу». Голова должна быть несколько приподнята и чем-либо прикрыта.

Прием солнечных ванн надо организовать так, чтобы использовать, с одной стороны, биологическую ценность инсоляции, а с другой — не перегревать тело.

Наиболее целесообразен метод так называемых интермиттирующих инсоляции. Он заключается в том, что школьник, принимающий солнечную ванну, чередует пребывание на солнце и в тени каждые 3 мин. Это предохраняет организм от перегрева, перенасыщения солнечной радиацией и других нежелательных явлений.

Выбор схемы пользования солнечными ваннами зависит в основном от состояния здоровья, а также температуры, влажности и скорости движения воздуха. При этом необходимо внимательно следить за состоянием кожных покровов, потоотделением и общим самочувствием. Быстрое покраснение кожи — сигнал к прекращению солнечной ванны. Если в конце процедуры пульс учащается более чем на 20 ударов в минуту, становится заметным ухудшение самочувствия, дозу солнечного облучения следует уменьшить или на некоторое время совсем прекратить ее.

Закончив солнечную ванну, надо 10—15 Мин отдохнуть в тени, а потом принять душ или выкупаться.

Неправильное пользование солнцем не только не способствует закаливанию, но может нанести вред здоровью. Это нередко случается с теми, кто, стремясь как можно скорее загореть, находятся под прямыми солнечными лучами несколько часов подряд. В результате защитные силы организма ослабевают, ухудшается самочувствие, снижаются работоспособность, аппетит, появляются головные боли, учащенное сердцебиение и другие нежелательные явления.

Нельзя забывать о том, что солнечные ванны могут принимать не все школьники. Они противопоказаны тем, кто страдает частыми головными болями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, различными острыми заболеваниями до их полного излечения, склонностью к кровотечениям и др. К тому же не обязательно загорать под прямыми солнечными лучами — можно пользоваться и рассеянным светом (в тени деревьев, под навесами).

При невозможности использования солнца для закаливания, например осенью и зимой, особенно в северных районах страны, учащихся целесообразно облучать с помощью искусственных источников ультрафиолетовых лучей (ртутно-кварцевые и эритемно-люминесцентные лампы). Это высокоэффективные средства профилактики различных заболеваний и повышения работоспособности, однако их необходимо проводить под контролем медицинских работников и с соблюдением установленной дозировки облучения.

Закаливание водой — одно из наиболее сильных и эффективных средств укрепления здоровья учащихся.

Водные процедуры, различные по продолжительности, оказывают на организм разное воздействие. В порядке нарастающей силы раздражения водные процедуры распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванны, душ, купание. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и увеличением времени воздействия.

Самый легкий, доступный способ закаливания водой — обтирание. Начинать следует с частичного обтирания тела — рук, шеи, со временем переходя к обтиранию верхней половины туловища. При этом пользуются мокрым полотенцем, губкой или смоченной в воде рукой. Завершают процедуру энергичным растиранием кожи полотенцем до ощущения приятной теплоты.

Растирать тело следует по ходу кровеносных сосудов (от кисти рук до плеча, от стопы до бедра, живот и грудь растирают круговыми движениями справа налево). Температура воды должна быть вначале выше 30°С при температуре воздуха не ниже 20°С. При хорошем самочувствии, постепенно снижая температуру воды на 1°С, доводят ее до температуры водопроводной (около 12°С).

Под влиянием водной процедуры сосуды сначала сужаются, кожа бледнеет, кровь перемещается к внутренним органам. В организме происходит ряд сложных реакций: активизируется деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, улучшается обмен веществ и т. д. Затем сосуды расширяются, в них переходит кровь из внутренних органов, кожные покровы краснеют, человек начинает испытывать ощущение тепла.

Если во время холодной водной процедуры возникает озноб в виде «гусиной кожи», то ее следует прекратить и хорошо растереть тело. Самое лучшее время для закаливания водой — утреннее, после физической зарядки.

Подготовленным людям по прошествии месяца от начала регулярного обтирания можно переходить к обливаниям. При общем обливании голову оставляют сухой.

Продолжительность обливания — не более 1 мин. Температура воды вначале не ниже 30°С с последующим постепенным ее снижением до 20—15°С.

Наиболее сильным раздражителем при закаливании водой является душ. Сначала температура воды должна быть 36 °С, а затем ее постепенно снижают до 20—15° С. Продолжительность процедуры 1—3 мин.

Летом хорошие результаты дает купание в искусственном плавательном бассейне или в естественном водоеме — реке, озере, пруду, море, когда температура воздуха и воды приближается к 20°С. Из-за большого охлаждающего и раздражающего действия на организм применять этот вид массового закаливания следует очень осторожно, так как при некоторых заболеваниях купание противопоказано. Нельзя купаться натощак. После приема пищи купаться можно лишь спустя 1,5—2 ч.

Лучше купаться после солнечных ванн, более одного купания в день (за исключением особенно жарких дней) не рекомендуется. Перед купанием вспотевшим и разгоряченным школьникам необходимо 10—15 мин спокойно посидеть.

Максимальная продолжительность купания школьников при активном движении должна составлять 15 мин.

Купание, особенно в море, укрепляет нервную систему. Растворенные в морской воде соли положительно влияют на кожу, закаляют ее, повышают общий тонус. Плавание улучшает обмен веществ в организме, кровообращение и дыхание, развивает мышечную силу и координацию движений.

Известно, что охлаждение ног (ходьба босиком по холодному полу, в мокрой обуви и пр.) у незакаленных людей часто приводит к простудным заболеваниям. Чтобы предотвратить их, необходимо проводить специальные процедуры для закаливания ног. Очень полезно ежедневно обмывать ноги водой. Сначала можно ограничиться обтиранием ног влажным полотенцем с постоянным переходом к ежедневному обмыванию ступней ног, а потом к полному их погружению в воду. Делать это необходимо в течение всего года. Наилучшее время для этого — перед сном. Вначале вода должна быть индифферентной температуры, т. е. не дающей ни тепла, ни ощущения холода (около 30°С). Потом температуру воды можно постепенно понижать (на 1°С через день) до 12°С. Длительность процедуры 1—2 мин. После обмывания нужно тщательно вытереть ступни и между пальцами, а потом растереть кожу руками до покраснения и ощущения тепла. Закаливание нижних конечностей существенно повышает устойчивость организма к охлаждению.

Таким образом, регулярное закаливание поможет улучшить здоровье учащихся, повысить их работоспособность и сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды.