Физическое воспитание (часть 3)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Гимнастические упражнения утром выполняют в определенной последовательности. Вначале рекомендуются потягивания, которые улучшают кровообращение и дыхание, затем — упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног. В конце предусматриваются прыжки и бег, усиливающие кровообращение и дыхание, стимулирующие обменные процессы. Режим дня школьникаЗаканчивают зарядку упражнениями, успо­каивающими дыхание, и водными процедурами.

Примерная продолжительность утренней физической зарядки зависит от возраста: для учащихся 1 — 3-клас-сов—8—10 мин, 4—8-х—13—15 мин, 9—10-х-20—25 мин.

Комплексы физических упражнений следует регулярно менять. При этом необходимо увеличивать нагрузку, постепенно усложняя упражнения, ускоряя темп движений. Продолжительность выполнения одного комплекса 7— 10 дней. Можно использовать комплексы упражнений, передаваемые ежедневно по радио. Учитель физкультуры в школе посоветует, какие упражнения необходимы в том или ином возрасте.

Очень хорошо, если школьники будут делать физическую зарядку вместе с родителями, каждый по своему комплексу. Такая коллективная зарядка проходит весело, вызывает положительные эмоции, улучшает настроение.

Во время выполнения физических упражнений необходимо строго следить за дыханием. Правильное дыхание (глубокий вдох и выдох через нос) повышает работоспособность. Вдох всегда нужно делать в момент расслабления мыщц при разгибании туловища, поднимании рук вверх, расширении грудной клетки. Выдох должен совпадать с моментом максимального напряжения мышц, особенно мышц живота, при сгибании туловища, опускании или сведении рук, при сужении грудной клетки. Глубокий вдох и особенно выдох освобождают организм от углекислоты, которая накапливается в организме в большом количестве при мышечной нагрузке.

Почему же следует дышать через нос? Поверхность носовых ходов богато снабжена кровеносными сосудами. Протекающая по ним кровь согревает вдыхаемый воздух. Железы носовой полости выделяют слизь, которая понижает жизнедеятельность бактерий, находящихся в воздухе. Воздух, проходя через нос, очищается, согревается и обеззараживается. Этого не происходит, если он проникает в легкие через рот.

Довольно часто можно наблюдать, как младшие школьники при весьма небольших физических нагрузках открывают рот для дыхания. Происходит такое иногда при болезнях носоглотки (наличие аденоидов и пр.), дефектов ее строения. Между тем это не безразлично для здоровья. При свободном носовом дыхании давление в сосудах головного мозга периодически повышается и понижается в соответствии с ритмом дыхания. А это улучшает поступление кислорода и других питательных веществ к тканям мозга. При дыхании через рот этот физиологический механизм не работает. Не в этом ли, как было подмечено, одна из причин того, что люди дышащие через рот, часто бывают рассеяны, невнимательны?

При дыхании через нос раздражение окончаний в слизистой оболочке носовой полости рефлекторно увеличивает глубину дыхания.

Затрудненное дыхание может вызвать головную боль у детей, они плохо спят. Да и внешний вид ребенка, у которого постоянно открыт рот, не очень эстетичен.

У многих школьников улучшилась бы успеваемость, если бы родители своевременно обратили внимание на состояние их носоглотки. Здесь не обойтись без консультации врача-специалиста (ЛОР-врача).

Задают ли в школе уроки по физической культуре на дом? Да, могут быть и такие уроки. Например, учитель физической культуры, заметив, что кто-нибудь из ребят отстает от товарищей в ловкости, быстроте, дает такому ученику задание выполнять дома определенное число раз те или иные гимнастические упражнения.

Выполнение домашних заданий — органическая часть учебного процесса. Цель заданий на дом по физкультуре состоит не только в том, чтобы повысить культуру движений школьника, но и в том, чтобы содействовать этим морально-волевому и физическому совершенствованию, воспитывать у детей и подростков потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению не­обходимых гигиенических правил и навыков.

Обычно в домашние задания по физической культуре включаются комплексы упражнений утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, упражнения на выработку правильной осанки, для развития двигательных навыков, выносливости.

Рекомендуемые для выполнения дома комплексы для утренней физзарядки, активного отдыха и развития двигательных навыков состоят из так называемых общеподготовительных физкультурных упражнений. Они способствуют гармоническому развитию мускулатуры, формированию правильной осанки, улучшению работы внутренних органов, совершенствованию координации движений. Вы­полняя эти упражнения, можно целенаправленно влиять на определенные группы мышц, отдельные суставы и связки, выполнять движения разного характера (плавно, мягко, резко), изменять усилия (напряженно, расслабленно).

При составлении таких комплексов необходимо учитывать один из важнейших принципов физиологии мышечной деятельности: наилучшим условием для работы мышц является предварительное их растягивание. При чередовании растягивания и сокращения мышц одновременно включается в работу большее их количество, что чрезвычайно важно для гармонического развития.

Школьникам младшего возраста полезно систематически выполнять разнообразные упражнения с мячами, гимнастическими палками, ленточками и пр., так как физические упражнения с предметами развивают ловкость и точность движений рук, что очень пригодится в трудовой деятельности.

Особое место в домашних заданиях по физкультуре занимает бег. Это прекрасное оздоровительное средство должно быть строго индивидуальным. Прежде всего темп бега и длина дистанции должны в определенной мере соответствовать личности ребенка. Вначале чередуют ходьбу с медленным бегом, затем постепенно уменьшают расстояние, пройденное шагом, а пробегаемое — увеличивают. Запомните: удлинение дистанции полезнее для здоровья, чем повышение скорости. Критерием правильного режима занятий является хорошее самочувствие. Если школьник бегает в группе с ровесниками или со взрослыми, не надо соревноваться в скорости или выносливости. Основная цель — укрепление здоровья, восстановление работоспособности, а этого не добиваются изнуряющими гонками. При этом необходимо помнить о важнейшем принципе тренировки — постепенности увеличения нагрузки.

Начинать занятия бегом следует с минимального времени (5 мин — для девочек, 7 мин — для мальчиков). Дистанцию надо постепенно увеличивать с 50 до 100— 150 м. Важно удерживать равномерный темп бега на протяжении всей дистанции. В непогоду можно заниматься в помещении (бег на месте — 3, 5, 10 мин).

Дозирование бега по времени для девочек и девушекПравильно дозировать бег можно с помощью следующих таблиц (табл. 6 и 7).

На основании данных о состоянии здоровья, физическом развитии, функциональной способности важнейших систем организма и физической тренированности все школьники распределяются для занятий физической культурой на 3 медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Включение школьника в ту Дозирование бега по времени для мальчиков и юношейили иную группу носит временный характер — в зависимости от изменений в функциональном состоянии организма, от качества приобретенной физической подготовки возможен перевод из более слабой в более сильную группу, и наоборот.

Школьникам, отнесенным к подготовительной или специальной медицинской группе, учитель физической культуры рекомендует дополнительную гимнастику, ученикам с нарушением осанки назначает корригирующие (исправляющие) упражнения.